ЗДЕСЬ всё, что вы хотели знать о юр. услугах, но боялись спросить (новый сайт «Логоса»)
Стать партнером юридической фирмы «Логос»
Вся правда о порядке оказания и стоимости юридических услуг — на новом сайте «Логоса»
Предложение для юристов Зарабатывайте с нами!
  
Рус    Eng
Санкт-Петербург,
Лиговский пр., 23.
law@logosinfo.ru
Пн-Пт: c 9.00-18.00 ч.;
Сб,Вc: выходные.
Контактный телефон

    
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты



1. Широкая специализация
2. Профессионализм и компетентность
3. Разумные цены
4. Стабильность
5. Удобное месторасположение


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/host1373137/logosinfo.ru/htdocs/www/articles/articless.html on line 37
articles

Статья №685

16.07.2010  Реорганизация ООО в форме присоединения

 
На этапе проведения обществом с ограниченной ответственностью реорганизации в форме присоединения могут возникнуть проблемы, которые нередко приводят к судебным спорам.
На сегодняшний день в рамках споров, связанных с такой реорганизацией, рассматриваются следующие вопросы:

1. Документы, подлежащие представлению в регистрирующий орган для регистрации реорганизации ООО в форме присоединения

Статья 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, содержащая перечень документов, подлежащих представлению в регистрирующий орган при реорганизации обществ, не устанавливает, какие документы обязаны подавать общества, которые участвуют в реорганизации в форме присоединения. Кроме того, положения гл. V указанного Закона не определяют, кто и в какой регистрирующий орган должен представлять документы на госрегистрацию реорганизации.
Единственная статья, содержащая положение о документах, которые необходимо подавать при государственной регистрации реорганизации в форме присоединения, - это ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Однако она находится в гл. VI, касающейся вопросов государственной регистрации изменений, которые вносятся в учредительные документы юридического лица, и изменений в сведения о юрлице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Статья 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ устанавливает перечень документов, необходимых для внесения изменений. Однако согласно п. 3 указанной статьи при реорганизации в форме присоединения в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, решение о реорганизации, договор о присоединении и передаточный акт. Вместе с тем статья не регламентирует, какое из обществ, участвующих в реорганизации, должно подавать заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 данное заявление представляется по форме N Р16003. Согласно п. 3 разд. XII Методических разъяснений ФНС России оно подается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, прекращающего деятельность в результате реорганизации в форме присоединения, или иным лицом, которое действует от имени указанного юридического лица без доверенности.
Поскольку в результате реорганизации у лица, к которому осуществляется присоединение, возникают изменения, оно должно подать в регистрирующий орган также заявление о внесении изменений по формам NN Р13001 и Р14001, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.
На практике лица, подающие заявление о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, не всегда представляют решение о реорганизации, договор о присоединении и передаточный акт, вследствие чего регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации на основании ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

1.1. Вывод из судебной практики: При обращении в регистрирующий орган к заявлению о регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с реорганизацией в форме присоединения заявитель должен приложить решение о реорганизации, договор присоединения, утвержденный всеми обществами, которые участвуют в присоединении, а также передаточный акт. Суд отказывает в удовлетворении требований о признании решения регистрирующего органа об отказе в регистрации недействительным, если устанавливает, что лицо, которое обратилось в регистрирующий орган с заявлением, не представило полный комплект документов, предусмотренных п. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

2. Внесение в учредительные документы изменений, связанных с реорганизацией ООО в форме присоединения, ранее внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемого общества

Согласно ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Аналогичное положение содержится в п. 3 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной Правительством РФ, решение о реорганизации, договор о присоединении и передаточный акт.
Однако на практике при реорганизации в форме присоединения возникает необходимость внести изменения в учредительные документы общества, к которому производится присоединение. Вследствие этого возникает вопрос о возможности внесения таких изменений ранее внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемых обществ.

2.1. Вывод из судебной практики: Регистрирующий орган отказывает в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в связи с реорганизацией в форме присоединения, если в ЕГРЮЛ не внесена запись о прекращении деятельности присоединяемого общества. Суд исходит из того, что если запись о прекращении деятельности присоединяемого общества не внесена в ЕГРЮЛ, то сведения, вносимые в учредительные документы в связи с реорганизацией в форме присоединения, являются недостоверными, в то время как ст. ст. 15, 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлены требования о достоверности сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ.

3. Основания для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемого общества

Основания для отказа в государственной регистрации изменений в учредительные документы и сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, предусмотрены ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. В частности, таким основанием является непредставление необходимых в соответствии с законом документов или их представление в ненадлежащий регистрирующий орган.
Однако из смысла данной статьи не ясно, считается ли документ непредставленным, если содержит недостоверные сведения?

3.1 Вывод из судебной практики: Отказ в государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемого общества в связи с представлением недостоверных сведений об адресе общества, к которому осуществляется присоединение, признается недействительным.

4. Признание реорганизации ООО в форме присоединения недействительной

Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ не установлено право регистрирующего органа проверять представленные на госрегистрацию документы на предмет их соответствия закону. Более того, п. 4.1 ст. 9 указанного Закона (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, вступившей в силу 01.07.2009) запрещает регистрирующему органу проводить подобную проверку представленных документов (кроме заявления о госрегистрации) и содержащихся в них сведений (за исключением случаев, которые предусмотрены данным Законом).
Однако на практике нередко возникают ситуации, когда реорганизация в форме присоединения проведена с нарушением требований законодательства. В связи с этим возникает вопрос о возможности признания реорганизации недействительной на основании ст. 168 ГК РФ.

4.1. Вывод из судебной практики: Реорганизация общества с ограниченной ответственностью в форме присоединения не может быть признана недействительной на основании ст. 168 ГК РФ. Суд исходит из того, что реорганизация в форме присоединения не может быть признана недействительной по общим правилам ст. 168 ГК РФ, так как она не является сделкой.

5. Способ указания в передаточном акте передачи прав и обязанностей присоединяемого ООО правопреемнику

В соответствии со ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Однако на практике регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации реорганизации в форме присоединения, ссылаясь на отсутствие в передаточном акте положения о правопреемстве.

5.1. Вывод из судебной практики: Указание в передаточном акте на то, что основное общество принимает активы и пассивы присоединяемого общества и все его права и обязанности, с учетом п. 4 ст. 53 Закона об обществах с ограниченной ответственностью признается надлежащим указанием на правопреемство присоединяемого общества.

6. ООО, обязанные опубликовать сообщения о реорганизации в форме присоединения

До внесения изменений в п. 5 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью Федеральным законом от 19.07.2009 N 205-ФЗ данной нормой было установлено, что не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества (а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения - с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении) общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о госрегистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.
В связи с этим возникал вопрос: должно ли общество, к которому осуществляется присоединение, публиковать сообщение о реорганизации?
Пунктом 5 ст. 51 указанного Закона (в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ) установлено, что реорганизуемое общество после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью оди раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о госрегистрации юридических лиц, сообщение о своей реорганизации. Если в реорганизации участвуют два и более общества, данное сообщение опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным договором о слиянии или о присоединении.
Таким образом, в соответствии с действующей редакцией нормы сообщение о реорганизации от имени всех обществ, участвующих в ней, публикуется только обществом, которое последним приняло решение о реорганизации в форме присоединения (если иное не установлено в договоре о присоединении).

6.1. Вывод из судебной практики: Сообщения о реорганизации должны публиковать только присоединяемые общества (актуально для правоотношений, возникших до 21.10.2009).
 
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты

2007-2019 ©ЛОГОС. Все права защищены.
Политика конфиденциальности
 Раскрытие информации



 Электронное периодическое издание интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"
 свидетельство о регистрации СМИ № ЭЛ №ФС77-38806
 Главный редактор: Осман Андрей Ильич