Стать партнером юридической фирмы «Логос»
Вся правда о порядке оказания и стоимости юридических услуг — на новом сайте «Логоса»
Предложение для юристов Зарабатывайте с нами!
Здесь всё, что вы хотели знать о юр. услугах, но боялись спросить     (новый сайт «Логоса»)
  
Рус    Eng Санкт-Петербург,
Лиговский пр., 23
+7 (812) 579-77-66 client@logosinfo.ru
Пн-Пт: 09:00-18:00
Сб, Вc: выходные

    
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты
Поиск по сайту



1. Широкая специализация
2. Профессионализм и компетентность
3. Разумные цены
4. Стабильность
5. Удобное месторасположение

articles

Статья №667

16.07.2010  Общие положения о реорганизации общества с ограниченной ответственностью (ООО)

 
Реорганизация общества с ограниченной ответственностью может быть проведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. При проведении любого из указанных видов реорганизации могут возникнуть проблемы, которые нередко приводят к судебным спорам.

1. Правомерность принятия регистрирующим органом решений о регистрации реорганизации общества с ограниченной ответственностью при отсутствии уведомления кредиторов общества

Ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью (в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ) предусматривает, что реорганизуемое общество после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о госрегистрации юридических лиц, сообщение о своей реорганизации. Если в реорганизации участвуют два и более общества, такое сообщение опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным договором о слиянии или договором о присоединении. При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты последнего опубликования сообщения о реорганизации вправе потребовать в письменной форме досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности такого исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.
Ранее п. 5 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью также содержал требование о письменном уведомлении кредиторов общества о реорганизации.
Следует отметить, что в отдельных случаях суд и до введения данных изменений в законодательство признавал законность принятия регистрирующим органом решения о госрегистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, при отсутствии доказательств письменного уведомления кредиторов.

1.1. Вывод из судебной практики: Решение регистрирующего органа о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью, создаваемого путем реорганизации, принятое при отсутствии доказательств письменного уведомления кредиторов, правомерно.
Суды исходят из того, что общество представило в регистрирующий орган все документы, предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, сообщение о принятии решения о реорганизации было надлежащим образом опубликовано. Кроме того, кредитор не был лишен возможности обратиться с требованием об исполнении обязательств по договорам к реорганизованному лицу.
1.2. Вывод из судебной практики: Уведомлять о принятом решении о реорганизации кредиторов общества с ограниченной ответственностью, требования которых удовлетворены в судебном порядке, не требуется. Суд исходит из того, что при обращении в суд кредитор реализовал свое право требовать исполнения должником своих обязательств.

2. Необходимость представления в регистрирующий орган доказательств уведомления кредиторов общества с ограниченной ответственностью о его реорганизации
.
Ранее п. 5 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью также содержал требование о письменном уведомлении кредиторов общества о реорганизации.
При этом как ранее, так и сейчас п. 5 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью указывает, что госрегистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ производятся только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном данным пунктом. Но если ранее речь шла о доказательствах письменного уведомления кредиторов, то в настоящее время из буквального толкования данной статьи следует, что необходимы доказательства опубликования уведомления о принятом решении о реорганизации.
Следует отметить: ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, которая устанавливает четкий перечень документов, подлежащих представлению в регистрирующий орган при госрегистрации реорганизации, не требует представлять в регистрирующий орган доказательства уведомления кредиторов. При этом в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать иные документы, кроме установленных данным Законом.
В связи с этим на практике возникает вопрос: необходимо ли представлять в регистрирующий орган доказательства уведомления кредиторов общества?

2.1. Вывод из судебной практики: Для государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью, создаваемого путем реорганизации, необходимо представить доказательства уведомления кредиторов. Суды исходят из того, что требование Закона об обществах с ограниченной ответственностью о направлении кредиторам реорганизуемого юридического лица уведомления о реорганизации не является формальным и направлено на предоставление им реальной возможности реализовать права, предусмотренные п. 2 ст. 60 ГК РФ. Требование о представлении доказательств уведомления кредиторов о реорганизации является публично-правовым инструментом контроля за выполнением лицами, которые приняли решение о реорганизации юридического лица, обязанности, установленной п. 1 ст. 60 ГК РФ.
2.2. Вывод из судебной практики: Почтовая квитанция не является надлежащим доказательством уведомления кредиторов (актуально для правоотношений, возникших до 21.10.2009). Суд исходит из того, что в почтовой квитанции не указан адрес получателя и отсутствуют сведения о вручении заказной корреспонденции адресатам.

3. Полномочия регистрирующего органа по проверке документов при государственной регистрации реорганизации общества с ограниченной ответственностью

Вопрос о полномочиях регистрирующего органа при государственной регистрации реорганизации возникал в силу того, что Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не содержал положений, регламентирующих полномочия регистрирующего органа в части проверки документов.
Однако на практике регистрирующий орган проверял представленные документы на предмет соответствия их законодательству Российской Федерации, в связи с чем возникал вопрос о правомерности такой проверки.
Следует отметить, что согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ и вступившим в силу 01.07.2009, регистрирующему органу запрещено проверять на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ формы представленных документов (кроме заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в них сведения, за исключением случаев, которые предусмотрены Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (п. 4.1 ст. 9 данного Закона).

3.1. Вывод из судебной практики: Регистрирующий орган уполномочен проверять представленные на регистрацию документы только на предмет соответствия их формальным требованиям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, не касаясь при этом содержания документов. Суд исходит из того, что Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не обязывает регистрирующий орган проверять документы на соответствие их иным нормативным требованиям, кроме формальных требований, установленных данным Законом.

4. Правомерность отказа в госрегистрации реорганизации общества с ограниченной ответственностью в связи с неистечением срока на предъявление требований кредиторами

В соответствии с п. 2 ст. 60 ГК РФ кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юрлица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности такого исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (за исключением случаев, установленных законом).
Также п. 3 ст. 60 ГК РФ особо устанавливает, что кредитор юридического лица - ООО, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, если его права требования возникли до опубликования сообщения о реорганизации юридического лица, вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, или прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизуемым лицом, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств. При этом указанные в данном пункте требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации.
Таким образом, ст. 60 ГК РФ устанавливает срок на предъявление требований кредиторами реорганизуемого юридического лица только в отношении требований, которые предусмотрены п. 3 ст. 60 ГК РФ, и только в отношении кредиторов акционерного общества, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования.
Однако согласно п. 5 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью (в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ) кредиторы общества не позднее 30 дней с даты последнего опубликования сообщения о реорганизации вправе потребовать в письменной форме досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности такого исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.
Следует отметить, что ни Закон об обществах с ограниченной ответственностью, ни Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не определяют срока, по истечении которого общество может обратиться с заявлением о госрегистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
В соответствии с п. 3 ст. 60 ГК РФ, который касается кредиторов ООО, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией. Его применимость к остальным случаям вызывает вопросы. Кроме того, указанная норма прямо не отвечает на вопрос: может ли общество обращаться за государственной регистрацией реорганизации, если срок на предъявление требований не истек, но требования еще не предъявлены? При этом в соответствии с п. 4 ст. 60 ГК РФ, если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица. Данные положения являются достаточно новыми для ГК РФ (были введены Федеральным законом от 30.12.2008 N 315-ФЗ).
Таким образом, закон не содержит прямого запрета на проведение реорганизации до истечения срока на предъявление требований кредиторами. Поэтому возникает вопрос: правомерен ли отказ в госрегистрации реорганизации в связи с неистечением срока на предъявление требований кредиторами?

4.1. Вывод из судебной практики: По вопросу о правомерности отказа в государственной регистрации реорганизации общества в связи с неистечением срока на предъявление кредиторами требований существует две позиции судов.

5. Последствия регистрации реорганизации общества с ограниченной ответственностью ранее окончания срока на предъявление требований кредиторами

В соответствии с п. 2 ст. 60 ГК РФ кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности такого исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (за исключением случаев, установленных законом).
Также п. 3 ст. 60 ГК РФ особо устанавливает, что кредитор юридического лица - ООО, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, если его права требования возникли до опубликования сообщения о реорганизации, вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, или прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизуемым юридическим лицом, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств. При этом указанные в данном пункте требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации.
Таким образом, ст. 60 ГК РФ устанавливает срок на предъявление требований кредиторами реорганизуемого юридического лица только в отношении требований, предусмотренных п. 3 ст. 60 ГК РФ, и только в отношении кредиторов акционерного общества, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования.
Однако согласно п. 5 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью (в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ) кредиторы общества не позднее 30 дней с даты последнего опубликования сообщения о реорганизации вправе потребовать в письменной форме досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности такого исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.
Следует отметить, что ни Закон об обществах с ограниченной ответственностью, ни Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не определяют срока, по истечении которого общество может обратиться с заявлением о госрегистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
В соответствии с п. 3 ст. 60 ГК РФ, который касается кредиторов ООО, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией. Его применимость к остальным случаям вызывает вопросы. Кроме того, данная норма прямо не отвечает на вопрос: может ли общество обращаться за госрегистрацией реорганизации, если срок на предъявление требований не истек, но требования еще не предъявлены? При этом в соответствии с п. 4 ст. 60 ГК РФ в случае, если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица. Данные положения являются достаточно новыми для ГК РФ (были введены Федеральным законом от 30.12.2008 N 315-ФЗ).
Таким образом, закон не содержит прямого запрета на проведение реорганизации до истечения срока на предъявление требований кредиторами. Поэтому возникает вопрос: правомерен ли отказ в госрегистрации реорганизации в связи с неистечением срока на предъявление требований кредиторами?
На практике кредиторы, оспаривая государственную регистрацию при реорганизации, ссылаются на то, что регистрация ООО произведена ранее окончания срока на предъявление кредиторами требований.

5.1. Вывод из судебной практики: По вопросу признания государственной регистрации общества при его реорганизации недействительной в связи с тем, что регистрация произведена ранее окончания срока на предъявление кредиторами требований, существует две позиции судов.

6. Оплата государственной пошлины за государственную регистрацию реорганизации общества с ограниченной ответственностью

В ст. 14 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация реорганизации общества осуществляется при представлении документа об уплате госпошлины. Согласно ст. 3 данного Закона она уплачивается в соответствии со ст. 333.17 НК РФ, в которой указано, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обратившиеся за совершением юридически значимых действий.
Однако законодательством четко не регламентировано, кто именно должен оплачивать государственную пошлину за регистрацию реорганизации общества с ограниченной ответственностью.

6.1. Вывод из судебной практики: В случае оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию реорганизации ООО физическим лицом (руководителем или иным уполномоченным лицом) квитанция об оплате должна содержать сведения о том, что лицо действует именно как уполномоченное лицо общества.

7. Последствие отсутствия общества, созданного путем реорганизации, по месту нахождения

Нередко адрес вновь созданного путем реорганизации общества, указанный в документах, которые представлены на госрегистрацию, не совпадает с адресом его фактического нахождения. Установив данное несоответствие, регистрирующий орган обращается в суд с требованием о признании недействительной государственной регистрации такого общества. Данное требование мотивировано тем, что при наличии недостоверных сведений регистрирующий орган должен был отказать в госрегистрации в силу ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Однако указанная статья не содержит такого основания для отказа в госрегистрации, как несоответствие представленных сведений действительности.
Следует отметить, что согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (вступили в силу с 01.07.2009), регистрирующий орган не вправе проверять формы представленных документов (за исключением заявления о госрегистрации) и содержащиеся в них сведения (кроме случаев, предусмотренных данным Законом) на предмет их соответствия федеральным законам или иным нормативно-правовым актам РФ (п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ).

7.1. Вывод из судебной практики: Отсутствие созданного путем реорганизации общества по адресу, указанному в документах, представленных на госрегистрацию, не может служить основанием для признания его регистрации недействительной.

8. Последствия признания недействительным решения общества, на основании которого была произведена государственная регистрация реорганизации

В процессе деятельности акционерных обществ может возникнуть ситуация, когда акционеры юридического лица или регистрирующий орган обращаются в суд с требованием признать недействительным решение о реорганизации общества, ссылаясь на то, что решение общества, на основании которого она была произведена, признано недействительным.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что осприваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вместе с тем Федеральный закон N 129-ФЗ не содержит положения, устанавливающего возможность и основания для признания решения регистрирующего органа о государственной регистрации реорганизации общества недействительным.

8.1. Вывод из судебной практики: Решение регистрирующего органа о государственной регистрации реорганизации общества признается недействительным, если в последующем решение общества, на основании которого она была произведена, признано недействительным.
 
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты

2007-2023 ©ЛОГОС. Все права защищены.
Политика конфиденциальности
 Раскрытие информации



Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"»
Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892
Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич
Главный редактор: Осман Андрей Ильич
Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66
e-mail редации: law@logosinfo.ru