ЗДЕСЬ всё, что вы хотели знать о юр. услугах, но боялись спросить (новый сайт «Логоса»)
Стать партнером юридической фирмы «Логос»
Вся правда о порядке оказания и стоимости юридических услуг — на новом сайте «Логоса»
Предложение для юристов Зарабатывайте с нами!
  
Рус    Eng
Санкт-Петербург,
Лиговский пр., 23
+7 (812) 579-77-66

Пн-Пт: 09:00-18:00
Сб, Вc: выходные

    
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты
Поиск по сайту



1. Широкая специализация
2. Профессионализм и компетентность
3. Разумные цены
4. Стабильность
5. Удобное месторасположение



Что делать, если Комитет по печати и взаимодействию со СМИ привлекает к административной ответственности за размещение вывесок в Санкт-Петербурге?

Материал подготовил юрист ЮФ"Логос"
Кубасов Виталий
 В 2015 году Законодательное собрание Петербурга приняло поправки в закон «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», ужесточающие ответственность за размещение вывесок и информационных конструкций на фасадах зданий без разрешения. Изменения позволяют штрафовать бизнесменов не только за самовольную установку информационных вывесок, но и за их эксплуатацию. Штраф для юридических лиц составляет от 30 000 до 100 000 руб.

Ранее требования к вывескам были не такими жесткими, однако нехватка денег в казне выливается в усиление рейдов чиновниками, поиск всех возможных нарушений, сбор штрафов со всех нарушителей, в том числе и с малого бизнеса. Казалось бы, суммы штрафов не самые большие - 10-20 тысяч рублей для индивидуального предпринимателя и 30-100 для юридического лица, однако в условиях экономического кризиса даже потеря таких сумм может оказаться существенным фактором, который парализует бизнес.

Вы скромный индивидуальный предприниматель или небольшая организация? В ваш адрес пришло уведомление от Комитета по печати и взаимодействию со СМИ? Вам вменяется совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 16, 18 закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»? Не знаете, насколько правомерно действует комитет, что делать и как себя вести в таком случае? В этой статье постараемся ответить на все ваши вопросы.

О комитете по печати и его полномочиях 

В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.12.2003 N 44 (ред. от 25.10.2017) "О Комитете по печати и взаимодействию со средствами массовой информации" комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, который проводит государственную политику Санкт-Петербурга в сфере полиграфии, книгоиздания, распространения книжной и периодической печатной продукции, средств массовой информации, социальной рекламы.

В соответствии с п. 3.23-2 вышеуказанного постановления комитет обладает полномочием в установленном порядке составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами Санкт-Петербурга, в пределах своей компетенции.

Согласно пунктам 3.23-4, 3.23-5 у комитета также есть полномочия выдавать разрешения на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге и выдавать предписания о демонтаже и обеспечивать принудительный демонтаж объектов для размещения информации, установленных, перемещенных или эксплуатируемых без разрешения на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге.

Таким образом, у комитета по печати действительно есть право демонтировать вывески, размещенные без получения разрешения, как и привлекать лиц, разместивших и эксплуатирующих данные вывески, к административной ответственности.

Объект для размещения информации или рекламная конструкция?

Одним из важнейших вопросов, которым следует задаться привлекаемым к административной ответственности лицам, является вопрос отнесения настенных и консольных вывесок к рекламным конструкциям либо к объектам для размещения информации, не являющимися рекламой. В зависимости от того, чем являются указанные объекты, к ним будут применяться соответствующие положения закона, т.к. они обладают различным правовым режимом (для рекламы – ФЗ «О рекламе», КоАП; для вывесок – законодательство Санкт-Петербурга об административных правонарушениях, иные нормативные акты субъекта и уполномоченных органов исполнительной власти). Необходимо учитывать, что на сегодняшний день достаточно сложно провести четкую грань между вывеской и рекламой. Это связано, в том числе, с пробелами в правовом регулировании.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Следует учитывать, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статьей 18 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статьями 9, 10 Закона "О защите прав потребителей", пунктом 16 статьи 2, частью 5 статьи 18 Федерального закона "О лотереях", статьей 92 Федерального закона "Об акционерных обществах", статьей 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".

Согласно ч.1 ст.9 закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.

Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

При этом существует ряд позиций ФАС, представляющих особый интерес.

Письмо ФАС России от 26.12.2013 N АК/53059/13 "О разграничении понятий вывеска и реклама": «Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" не содержит указания на то, что информация о номере телефона и/или официальном сайте юридического лица в сети Интернет является обязательной к размещению. Следовательно, конструкции, содержащие номер телефона и/или ссылку на официальный сайт, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции также будут распространяться требования Федерального закона "О рекламе"».

Письмо ФАС России от 13.02.2015 N АД/6320/15 "О разграничении понятий вывеска и реклама": «По мнению специалистов ФАС России, размещение в месте фактического нахождения организации указания на профиль ее деятельности служит целям идентификации данного заведения и не может рассматриваться как его реклама.

Вместе с тем из поступившего обращения следует, что конструкция с выражением "Сбербанк. Центр развития бизнеса", а также указателем до указанного центра, располагается около данного центра, соответственно, такая конструкция является рекламной».

Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица, в том числе с использованием товарного знака или его части, как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа и не преследует цели, обозначенные в статье 3 Закона о рекламе (сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям).

Таким образом, если вывеска расположена по месту нахождения организации/предпринимателя (например, над входом в помещение, над окном помещения), то это может являться основанием для признания ее не являющейся рекламной. При этом при решении этого вопроса во внимание должно также приниматься содержание размещенной на вывеске информации. Если же вывеска расположена не непосредственно в месте нахождения предпринимателя, содержит сведения, не являющиеся обязательными для размещения, то существуют основания для признания её рекламной конструкцией.

Правовой режим вывесок, не являющихся рекламой, в Санкт-Петербурге.

Далее речь пойдет о правилах содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге. Данный документ утратил силу с 16 июня 2017 года в связи с изданием постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.06.2017 N 478, однако суды до сих пор ссылаются на положения этого документа. Теперь часть приведенных норм содержится в разных нормативных актах (в основном – в постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (ред. от 25.10.2017) "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга"). При этом утратившие силу правила остаются наиболее полным документом, на который всё равно ссылаются суды (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2017 N 13АП-23368/2017 по делу N А56-41233/2017; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017 N 13АП-17725/2017 по делу N А56-17401/2017), поэтому приведены в данной статье для информации и облегчения восприятия.

В соответствии с пунктом 4.1.1.1 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 (далее - Правила N 1135), под дополнительными элементами и устройствами фасадов зданий и сооружений, содержащими сведения информационного характера (далее - дополнительные элементы и устройства), понимаются объекты для размещения информации - размещаемое на фасадах, в том числе на конструктивных элементах фасадов зданий и сооружений, оборудование, содержащее информацию о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, органах государственной власти или местного самоуправления и других лицах, заинтересованных в размещении сведений информационного характера, а также сведения, доведение которых до потребителя (третьих лиц) является обязательным в соответствии с федеральными законами.

Одним из видов дополнительных элементов и устройств являются вывески (настенные, отнесенные, консольные) - дополнительные элементы и устройства, предназначенные для размещения сведений информационного характера о наименовании заинтересованного лица, в том числе не совпадающем с наименованием заинтересованного лица, указанным в учредительных документах, о виде (типе, профиле) его деятельности в целях информирования потребителей (третьих лиц), на которых также могут быть размещены фирменное наименование, товарный знак или знак обслуживания, правообладателем которого является заинтересованное лицо (пункты 4.1.2.1, 4.1.2.2.1 Правил N 1135).

В силу пункта 4.1.1.4 Правил N 1135 размещение дополнительных элементов и устройств на фасадах зданий и сооружений может осуществляться только при наличии разрешения на установку объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге, выдаваемого в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку и перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге, утвержденным Правительством Санкт-Петербурга.

В соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге (утверждено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 N 1002) разрешения выдаются Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.

Таким образом, даже если вы разместили/эксплуатируете вывеску, которую обязаны разместить в соответствии с законом о защите прав потребителей, но предварительно не согласовали её размещение с комитетом по печати – вы совершили административное правонарушение?

Привлекают к административной ответственности за размещение вывесок. Как избежать ответственности? Как минимизировать возможные санкции?

Возбуждение дела об административном правонарушении может последовать как по заявлению «бдительных и неравнодушных» граждан, чаще всего являющихся жильцами дома, местного ТСЖ, Управляющей компании, направленному в прокуратуру, либо в местную администрацию, так и непосредственно по инициативе специального органа, который в силу предоставленных ему полномочий осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в области благоустройства. В Санкт-Петербурге таким органом является Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Правительства г. Санкт-Петербурга.

После составления Протокола, Комитет обязан вынести Определение о назначении даты и времени рассмотрения дела об административном правонарушении и направить его по адресу местонахождения лица, в отношении которого возбуждено соответствующее дело (для удобства далее по тексту – «привлекаемое лицо»). После рассмотрения дела Комитет выносит Постановление о назначении административного наказания. У привлекаемого лица имеется 10 суток на его обжалование с момента фактического получения. При этом необходимо учитывать, что в расчет не принимаются нерабочие (суббота и воскресенье), а также праздничные дни. Обжалование Постановления по статьям 16 и 18 Закона №273-70 производится в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Какие доводы можно привести?

1. На практике часто случается так, что до момента вынесения Постановления, привлекаемое лицо не знает о том, что в отношении него ведется дело об административном правонарушении. Это может быть связано с отъездом, в другой регион, либо несовпадением фактического и юридического адреса организации и иными подобными причинами. В результате привлекаемое лицо до вынесения Постановления не имеет возможности предоставить документы, подтверждающие наличие полученного в установленном порядке разрешения.

В рассматриваемом случае в качестве довода к отмене обжалуемого Постановления необходимо указывать отсутствие состава административного правонарушения.

В теории административного права состав административного правонарушения имеет место при наличии совокупности следующих его элементов: объект (охраняемые законом интересы), субъект (лицо, привлекаемое к административной ответственности) – наличие правоспособности, дееспособности и проч.), субъективная сторона (отношение привлекаемого лица к содеянному (что в ряде случаев не имеет существенного значения для квалификации правонарушения), объективная сторона (непосредственные действия, составляющие диспозицию соответствующей статьи КоАП РФ либо Закона №273-70), а также вина привлекаемого лица в совершении административного правонарушения.

В том случае, если будет установлено и доказано, что разрешение на размещение вывески у привлекаемого лица имеется, то будет отсутствовать один из элементов состава – объективная сторона. В связи с отсутствием одного элемента состава административного правонарушения, производство по делу подлежит прекращению, что следует из пункта 2 статьи 24.5. КоАП РФ.

2. Производство по делу об административном правонарушении, а также производство по делу об оспаривании решения должностных лиц, органов о привлечении к административной ответственности выгодно отличается тем, что бремя доказывания вины в совершении административного правонарушения лежит на административном органе. В рассматриваемом случае на Комитете. В предмет доказывания в данном деле входит, в том числе, факт принадлежности вывески привлекаемому лицу.

Часто бывает так, что наименование юридического лица или ИП отличается или вообще не содержится в вывеске. В этом случае (а также даже если и совпадает), если привлекаемое лицо отрицает принадлежность ему вывески, задача административного органа состоит в том, чтобы доказать обратное. На практике административный орган в качестве доказательств ограничивается только актом осмотра с изготовленными фотографиями, объяснениями лиц, участвующих в осмотре, а также протоколом. Однако этих доказательств не достаточно. Не доказанность принадлежности вывески привлекаемому лицу также влечет отмену решения о назначении административного наказания.

3. Третьим возможным основанием для отмены Постановления является процессуальный аспект. При производстве по делу об административном правонарушении административный орган должен соблюсти всю процедуру в соответствии с требованиями кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Если орган допустил какие – либо нарушения, то они могут явиться основанием для отмены принятого решения. Однако не всякие нарушения могут служить таким основанием, а только те, которые суд признает существенными. К существенным, к примеру, может относиться ненадлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. В этом случае привлекаемое лицо лишается возможности предоставить свои возражения и доказательства в обоснования отсутствия вины.

4. Пожалуй, к основаниям для отмены Постановления можно отнести также превышение полномочий органа, который принял решение о назначении административного наказания. До недавнего времени дела об административных правонарушениях по пункту 2 статьи 18 Закона №273-70 рассматривала СПб ГКУ «Городская реклама и информация». Вместе с тем, указанная организация не наделена полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, что приводило к отмене принятых решений о назначении административных наказаний. В статье приведены лишь несколько возможных доводов, которые можно взять на вооружение при защите от привлечения к административной ответственности по пункту 2 статей 16 и 18 Закона № 273-70. На деле с учетом особенностей конкретной ситуации можно найти или «изобрести» иные способы решения вопроса с Комитетом, поскольку каждое административное дело в своих нюансах и по своей сущности является уникальным.


 Скидки для постоянных клиентов
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты

2007-2023 ©ЛОГОС. Все права защищены.
Политика конфиденциальности
 Раскрытие информации



Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"»
Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892
Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич
Главный редактор: Осман Андрей Ильич
Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66
e-mail редации: law@logosinfo.ru