Особенности продажи товаров в интернете: памятка для владельца и потребителя
Материал подготовил юрист ЮФ «Логос» Кубасов Виталий
В последнее время одним из наиболее популярных способов приобретения товаров является осуществление покупок в интернете. Постоянные распродажи, черная пятница и новогодние акции: окрыленные размером скидок потребители забывают о базовых правилах, а предприниматели, которые довольны высоким спросом, забывают о тех рисках, которые для них несет несоблюдение российского законодательства. В настоящей статье изложим ряд особенностей, о которых не следует забывать всем сторонам, осуществляющим куплю-продажу товаров в интернете.1. Обязанность по передаче неоплаченного товара
Следует понимать, что обязанность продавца по передаче товара покупателю возникает с даты заключения договора. Заключенным же договор считается, когда продавец передает покупателю кассовый/товарный чек или любой иной документ, который подтверждает оплату товара. При этом договор может считаться заключенным и в случае, когда продавец получил сообщение о том, что у покупателя есть намерение приобрести товар (что особенно важно для интернет-магазинов).
2. Нюансы доставки
У продавца есть обязанность предложить покупателю доставить товар путем направления его по почте или путем перевозки, при этом он должен указать способ доставки и транспорт, которым товар будет доставляться.
Закон о защите прав потребителей устанавливает неустойку в размере 0,5% за просрочку исполнения продавцом обязательства по поставке. Если товар был оплачен потребителем, а продавец поставил его не в срок, предусмотренный договором.
3. Дополнительные услуги и законные обязанности продавца
Навязывание дополнительных услуг, запрет приобретения товара без дополнительной услуги или дополнительного товара не допускается. Зачастую хитрые продавцы в качестве дополнительной услуги предлагают покупателю то, что они обязаны делать по закону. Проверка качества товара перед приобретением, дача консультаций и предоставление сведений по качествам товара – это не дополнительные услуги, это то, что продавец обязан делать бесплатно в силу закона. Ремонт и обмен некачественного товара – законная обязанность продавца. Зачастую различные услуги в виде «расширенной гарантии», «страховки», «программы защиты покупателя» мало чем отличаются от того, что продавец обязан делать по закону.
Условия о цене товара и дополнительных услугах должны быть ясными и конкретными и должны доводиться продавцом до покупателя в понятной форме.
4. Право отказаться от товара, приобретенного в интернет-магазине
Если покупатель приобрел товар в интернет-магазине, он может отказаться от него в любое время до момента передачи либо в течение семи дней после. Приобретенная продукция при этом должна сохранить товарный вид и потребительские свойства. Если продавец в письменной форме не уведомляет потребителя о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества в момент передачи товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев.
5. На товары, приобретенные в интернете, распространяются те же законные гарантии, что и на обычные покупки
В случае покупки товара ненадлежащего качества в интернет-магазине вы вправе заменить его на новый, потребовать перерасчета стоимости с учетом недостатков либо возврата денег за товар с недостатками.
6. Условия покупки товаров в интернете через агрегаторы
В последнее время крайне популярным стало приобретение товаров через интернет-агрегаторы (например, Яндекс.Маркет). Это специализированные сайты, которые собирают информацию о товарах и услугах, продавцах. Через подобные сайты можно приобрести товар непосредственно у продавца. Агрегатор несет ответственность за достоверность информации о фактическом продавце товара/исполнителе, оказывающем услугу.
Если агрегатор разместил недостоверные сведения о товаре или продавце, то он будет нести ответственность за убытки покупателя. Существуют и исключения – например, если владелец агрегатора не изменял информацию о товаре (услуге), то требование потребителя о возмещении ему убытков, причиненных продажей товара (или оказания услуги) на основе неполной или недостоверной информации должно адресовываться напрямую продавцу (исполнителю услуги).
Если потребитель покупает товар на сайте агрегатора, то в случае, если товар не будет доставлен в срок, можно заявить требование о возврате денег такому агрегатору. Возврат должен быть осуществлен в течение десяти календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования.
В заключение хочется отметить, что многообразие и сложность гражданских взаимоотношений в сфере приобретения товаров потребителями зачастую порождают самые нестандартные ситуации. Существуют как недобросовестные продавцы, так и «потребители-экстремисты». Защититься от незаконных действий тех и других самостоятельно – непростая задача. В такой ситуации надлежит обращаться к грамотным и опытным юристам, которые помогут вам составить стратегию защиты и не допустят необоснованных финансовых потерь и ущемления ваших прав.
Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"» Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892 Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич Главный редактор: Осман Андрей Ильич Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66 e-mail редации: law@logosinfo.ru