Материал подготовил юрист ЮФ"Логос" Иванов Евгений
Действующий в настоящее время Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает возможность признания несостоятельным (банкротом) физического лица, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя. В частности, в п. 1 ст. 3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) установлены следующие признаки несостоятельности (банкротства) гражданина: - неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей; - неисполнение соответствующих обязательств и (или) обязанностей в течение 3 месяцев с момента, когда они должны были быть исполнены; - превышение суммы обязательств стоимости принадлежащего должнику имущества. Согласно п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 настоящего Федерального закона. Между тем, реальное применение положений действующего Закона о банкротстве для проведения соответствующих процедур и признания несостоятельным гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, невозможно. Очевидно, что такие процедуры, ввиду специфики субъекта, требуют специальной регламентации, однако, такая регламентация в действующем законодательстве на сегодняшний день отсутствует. Данная проблема представляется весьма актуальной сегодня, поскольку по оценкам Федеральной службы судебных приставов, в настоящее время число потенциальных физических лиц—банкротов превышает 2 миллиона. Институт несостоятельности (банкротства) физического лица давно известен правопорядкам многих стран. Так, например, в Англии положения о банкротстве в современном смысле в качестве официальной процедуры сбора и реализации имущества должника для распределения полученных средств среди кредиторов, а также принцип пропорционального распределения активов между кредиторами впервые были введены статутом Генриха VIII в 1542 г. Исследователи указывают на то, что и древнейшие источники отечественного права, такие как Русская Правда, Псковская судная грамота, Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное уложение 1649 г., содержали в себе, хотя и бессистемно, нормы о банкротстве. В частности Соборное уложение 1649 г. устанавливало очередность в удовлетворении требований кредиторов: в первую очередь удовлетворялись требования государства, затем - требования иностранцев и только после этого требования русских кредиторов. Таким образом, возможность признания физического лица несостоятельным (банкротом) не является новеллой ни для российского, ни для зарубежного права. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального собрания РФ находится Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» (Проект № 105976-6). Данный проект был принят Государственной Думой в первом чтении в ноябре 2012 г. Указанным законопроектом предлагается, в частности, установить своеобразный порог для обращения с заявлением о банкротстве гражданина: такое заявление может быть подано при условии, если требования к такому гражданину в совокупности составляют не менее чем пятьдесят тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 14 ст.1 Законопроекта).
Обязанность по обращению в суд возложена на должника-гражданина в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) денежных обязательств, иных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами. Следует отметить, что в предлагаемой редакции законодатель использовал уже апробированную в действующем Законе о банкротстве формулу. Схожие формулировки используются и в законодательстве зарубежных стран. Например, по законодательству Китая признаком несостоятельности является невозможность выполнить обязательства должником на сумму не менее чем 5 тыс. юаней, существующей в течение трех недель. С другой стороны, во Франции одним из условий объявления должника несостоятельным является наличие нескольких кредиторов. Если же у должника оказывается один кредитор, то конкурсное производство не открывается, а принудительное взыскание осуществляется в рамках общего гражданского производства в исковом порядке. Российский законодатель не предусматривает наличие нескольких кредиторов в качестве обязательного условия для признания гражданина несостоятельным. Как следует из приведенной выше формулировки Законопроекта, для этого достаточно и одного кредитора, если размер его требований соответствует установленному законом. Законопроект предусматривает применение в деле о несостоятельности процедуры реструктуризации долгов, осуществляемой в соответствии с планом реструктуризации долгов, который сначала подлежит одобрению собранием кредиторов должника-гражданина, а затем должен быть утвержден судом. Указанный план должен содержать положения о порядке и сроках погашения обязательств должника перед всеми кредиторами. При этом срок реализации такого плана, согласно Законопроекту, не должен превышать 5 лет. В случае, если такой план не представлен должником либо в его утверждении оказано, а равно, если такой план был утвержден, но впоследствии судом отменен, гражданин признается банкротом. Признание гражданина банкротом влечет реализацию его имущества, «имеющегося на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и выявленное после даты принятия указанного решения», т.е. конкурсной массы, и удовлетворение требований кредиторов из суммы вырученных денежных средств. При этом Законопроектом предусмотрено, что не подлежат включению в конкурсную массу: жилое помещение, если для гражданина и (или) членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за определенными исключениями; земельные участки, на которых расположено жилое помещение, являющееся для гражданина и (или) членов его семьи единственным пригодным для постоянного проживания, а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином предпринимательской деятельности; денежные средства на общую сумму не более двадцати пяти тысяч рублей; предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши; имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина, за исключением предметов, стоимость которых превышает десять тысяч рублей; используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания; семена, необходимые для очередного посева; продукты питания на общую сумму не более двадцати пяти тысяч рублей; топливо, необходимое семье гражданина для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения; средства транспорта и другое необходимое гражданину в связи с его инвалидностью имущество; вещи, являющиеся предметами обрядов и культов, общей стоимостью не более пятнадцати тысяч рублей; медицинские препараты и оборудование, в соответствии с медицинскими показаниями необходимые гражданину и лицам, находящимся на его иждивении; предметы бытовой техники общей стоимостью не более тридцати тысяч рублей; призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин.
Согласно Законопроекту дело о банкротстве ведется гражданином-должником не самостоятельно – для этого судом назначается финансовый управляющий. Законопроект предусматривает следующие последствия признания гражданина банкротом: - такой гражданин обязан в течение 5 лет с момента признания человека банкротом указывать на свое банкротство при заключении кредитных договоров и договоров займа; - в течение 5 лет такой гражданин не вправе обращаться с заявлением о собственном банкротстве; - такой гражданин в течение 1 года с момента признания банкротом не может приобрести статус индивидуального предпринимателя. Несмотря на то, что данный Законопроект, как указано выше, уже принят Государственной Думой в первом чтении, вокруг него развернулись серьёзные дискуссии, итогом которых может стать существенное изменение его положений. В частности, предметом для обсуждения явился вопрос о том, к подведомственности каких судов должны быть отнесены дела о банкротстве граждан – арбитражных или судов общей юрисдикции. В частности, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, отстаивая передачу этой категории дел системе арбитражных судов указал, что арбитражными судами наработан «огромный опыт, они изучили банкротство на примере гораздо более сложных и запутанных дел, у нас существует сложившаяся практика в решении самых сложных вопросов, возникающих при рассмотрении банкротных дел, есть специализированные составы…президиум ведет постоянную, целенаправленную и высокопрофессиональную работу по анализу судебной практики и выработке правовых позиций, в том числе и по вопросам банкротства». Сторонники передачи дел о банкротстве граждан судам общей юрисдикции указывали, на гораздо большую доступность этих судов по сравнению с арбитражными судами, которые, как правило, находятся в областных центрах. На сегодняшний день можно констатировать, что дела о банкротстве физлиц, по всей видимости, будут рассматривать именно суды общей юрисдикции. 16 апреля 2013 г. Пленумом Верховного Суда РФ принято Постановление № 12 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ». Указанным Постановлением предполагается внести в Государственную Думу РФ проект изменений ГПК РФ, предполагающих включение в текст Кодекса норм о порядке рассмотрения судами дел о банкротстве физических лиц. Внесенный Верховным Судом РФ Законопроект (№263730-6) предусматривает, в частности, необходимость подачи заявления о банкротстве в суд по месту жительства должника-гражданина. Не исключено, что такие дела будут рассматриваться с участием прокурора. Другие изменения могут коснуться суммы требований, необходимой для признания гражданина несостоятельным – её размер может быть увеличен до 300 000 рублей. Рассмотрение Государственной Думой РФ Законопроекта № 105976-6 во втором чтении было запланировано на 03 июля 2013 г., однако, отложено на осеннюю сессию. Несмотря на отсутствие определенности со сроками принятия этого закона, можно с уверенностью говорить, что в той или иной редакции он будет принять ввиду актуальности проблемы несостоятельности физических лиц для отечественного законодательства. В связи с этим необходимо помнить, что правовые нормы, регулирующие процедуры банкротства продолжают оставаться одними из самых сложных. В случае необходимости обратиться с соответствующим заявлением в суд, а также при угрозе такого обращения со стороны кредиторов, в первую очередь, целесообразно проконсультироваться с юристом.
Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"» Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892 Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич Главный редактор: Осман Андрей Ильич Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66 e-mail редации: law@logosinfo.ru