Материал подготовил юрист ЮФ «Логос» Шенфельд Татьяна
Автор обосновывает свои выводы практикой, сложившейся в Санкт-Петербурге.
Жители Санкт-Петербурга, когда-либо проводившие ремонт в своей квартире, либо столкнувшиеся с шумными соседями, которые проводят чрезмерно громкие мероприятия в своей квартире, осведомлены о существовании Закона Санкт-Петербурга N 273-70 (далее – Закон N273).
В статье 8 Закона N273 содержатся положения об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, в выходные и праздничные дни.
Чаще всего обращаться за помощью к действующему законодательству граждан вынуждает нестерпимая конфронтация со стороны «противников, нарушающих покой».
Разумеется, в попытках воздействовать на соседа, следует действовать исключительно в рамках правового поля. И зачастую здесь возникает ряд вопросов, ведь недостаточно единожды вызвать сотрудников полиции. Из-за нюансов, которые выясняются лишь в процессе урегулирования проблемной ситуации, гражданин, чей покой нарушен, отказывается от дальнейшей борьбы, подтверждая тем самым для нарушителя его безнаказанность.
Конечно, процесс восстановления тишины и спокойствия не всегда быстрый и очевидный. Однако здесь на чашу весов встает вопрос о вашем комфорте и спокойствии. Осознав, насколько сильно качество жизни портится только из-за гражданина, нарушающего закон, возможно, мотивация действовать и добиться положительного результата резко возрастет.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ, ЕСЛИ СОСЕДИ ШУМЯТ В НЕПОЛОЖЕННОЕ ВРЕМЯ
Ответ на этот вопрос зависит от желания конечного результата. Однако при любой ситуации важным является факт фиксации нарушения – составления протокола об административном правонарушении.
Чаще всего, первым делом обращаются в полицию. Однако, возникают ситуации, когда в правоохранительном органе сообщают, что не в силах повлиять на нарушителей тишины и порядка, поскольку это не входит в их компетенцию.
Действительно, согласно положениям Закона N273 протоколы об административных правонарушениях вправе составлять лица, замещающие должности руководителя структурного подразделения, заместителя руководителя структурного подразделения, старшего инспектора, инспектора в исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга, в задачи которого входят разработка и обеспечение реализации мер по укреплению законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны собственности и общественного порядка.
Таким органом государственной власти Санкт-Петербурга является Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее - Комитет).
Таким образом, существует перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8 Закона N273.
В соответствии с осуществленным правовым регулированием полномочия по составлению протоколов об указанных административных правонарушениях возложены на должностных лиц Комитета.
В связи с этим, именно должностные лица Комитета обязаны рассматривать сообщения и заявления о нарушении тишины и покоя в ночное время, в выходные и праздничные дни, проверять доказательства и предпринимать в рамках своей компетенции иные действия, требующиеся для составления протокола с учетом необходимости решения всех предусмотренных положениями статьи 24.1 Кодекса задач, стоящих перед производством по делам об административных правонарушениях и, в частности, всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела.
Из указанных норм усматривается, что обращения и жалобы должны подаваться в Комитет. Однако весьма сомнительной представляется ситуация, когда в ночное время сосед нарушает тишину, а вы терпеливо ждете, чтобы с утра обратиться в Комитет, ведь в ночное время Комитет жалобы не принимает.
Пострадавший гражданин вызывает полицию, в целях фиксации правонарушения и воздействия на нарушителя спокойствия.
Но в ответ на требование о составлении протокола об административном правонарушении, слышит ссылку на отсутствие соглашений между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством субъект Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, вправе либо возложить полномочия по составлению протоколов об административном правонарушении на должностных лиц органов государственной власти самого субъекта Российской Федерации, либо в установленном порядке передать осуществление соответствующих полномочий должностным лицам органов внутренних дел (полиции).
Однако, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 июля 2018 года N 27-П, действующее правовое регулирование не дает оснований для вывода о том, что отсутствие заключенных с компетентным федеральным органом исполнительной власти соглашений о передаче должностным лицам органов внутренних дел (полиции) полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, лишает субъекты Российской Федерации адекватных юридических возможностей для процессуального обеспечения применения установленной ими административной ответственности за нарушения общественного порядка и общественной безопасности.
Законодатель предусмотрел, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Составление протокола об административном правонарушении в то же время означает возбуждение дела об административном правонарушении.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, вызвав сотрудника полиции, в случае нарушения тишины, гражданину не могут отказать в составлении протокола об административном правонарушении. В случае отказа, гражданин вправе обратиться с жалобой на сотрудника правоохранительных органов.
КАКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРОЗИТ НАРУШИТЕЛЯМ
Статьей 48 Закона Санкт-Петербурга N 273-70 определена подведомственность дел об административных правонарушениях.
Кроме привлечения к административной ответственности, возможно привлечение и к гражданской ответственности.
ЧТО НЕОБХОДИМО ДОКАЗАТЬ
1. факт неоднократного нарушения тишины и покоя в ночное время; 2. нарушение тишины и покоя носит систематический характер; 3. уровень шума в жилых помещениях не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям по вине нарушителей тишины; 4. поведение делает невозможным полноценный отдых в ночное время, нарушая тем самым охраняемые ст. ст. 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации права истицы; 5. факт противоправных действий, проживающих в настоящее время в квартире лиц; 6. обстоятельства, свидетельствующих о том, что своими действиями лицо нарушило права и законные интересы соседа.
Зачастую факта привлечения к административной ответственности недостаточно. В связи с этим граждане, чей покой и тишина нарушаются действиями соседей, вправе обратиться в суд с требованием о взыскании компенсации морального вреда, причиненного им нарушителем, а при систематическом нарушении их прав - о выселении такого соседа.
Кроме того, в рамках гражданского судопроизводства можно также потребовать от соседа возместить расходы, связанные с измерением уровня шума (ст. 15 ГК РФ).
В целях подготовки грамотной доказательственной базы лучше обратиться за помощью квалифицированных юристов.
Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"» Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892 Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич Главный редактор: Осман Андрей Ильич Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66 e-mail редации: law@logosinfo.ru