ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Материал подготовил юрист ЮФ"Логос" Яковлев Дмитрий
Основания и процедура изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлены гражданским и земельным законодательством. Так, статьей 49 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется либо для выполнения международных обязательств Российской Федерации, либо (что наиболее часто встречается на практике) в целях развития инфраструктуры – строительства дорог, объектов энергетики, транспорта, информатики и связи и т.п.
Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, в соответствии с законодательством, происходит путем выкупа. Гражданским кодексом установлена процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Изъятие производится на основании решения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. При этом собственник земельного участка (либо лицо, владеющее участком на праве пожизненно наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования) должен быть письменно уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка не позднее чем за год до предстоящего изъятия участка. Возможность выкупа земельного участка до истечения года со дня получения уведомления возможно только с согласия собственника участка. Решение об изъятии земельного участка подлежит государственной регистрации.
Основной вопрос, возникающий при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд заключается в определении выкупной цены земельного участка. В соответствии со ст.281 Гражданского кодекса РФ при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (в данном случае убытки возмещаются при отсутствии противоправного поведения). Определение выкупной цены производится на основании экспертного заключения.
Также законом (п.3 ст. 281 ГК РФ) предусмотрена возможность предоставления собственнику другого земельного участка с зачетом его стоимости в выкупную цену. В случае если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, данный вопрос подлежит разрешению в судебном порядке по иску органа государственной власти или органа местного самоуправления. Срок исковой давности по таким искам установлен в три года с момента направления собственнику участка уведомления о выкупе. Таким образом, оспаривание решений об изъятии земельного участка возможно в части соблюдения процедуры изъятия, а также обоснованности изъятия именно конкретного земельного участка, поскольку как указано в законе, изъятие участка для государственных и муниципальных нужд возможно только в исключительных случаях при отсутствии иной возможности размещения предполагаемых к строительству на данном участке объектов.
Наиболее распространенным видом споров, связанных с выкупом земельных участков для государственных или муниципальных нужд, является определение выкупной цены участка, а также определение размера убытков, подлежащих возмещению. Положительное разрешение спора в случае несогласия с выкупной ценой, размером возмещения убытков, либо с правомерностью изъятия земельного участка, требует специальных познаний в сфере земельных правоотношений. Попытки самостоятельного разрешения данных проблем, наиболее вероятно, окончатся отрицательно. К тому же необходимо учитывать, что оппонентом в данных случаях являются органы государственной власти или местного самоуправления, и все вопросы, связанные с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд проходят юридическую экспертизу в данных органах, в связи с чем только обладание специальными знаниями в данной области, а также наличие практического опыта разрешения данного вида споров может принести положительный результат. Обращение в юридическую фирму является наиболее оптимальным способом защиты инетересов.
Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"» Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892 Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич Главный редактор: Осман Андрей Ильич Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66 e-mail редации: law@logosinfo.ru