ЗДЕСЬ всё, что вы хотели знать о юр. услугах, но боялись спросить (новый сайт «Логоса»)
Стать партнером юридической фирмы «Логос»
Вся правда о порядке оказания и стоимости юридических услуг — на новом сайте «Логоса»
Предложение для юристов Зарабатывайте с нами!
  
Рус    Eng
Санкт-Петербург,
Лиговский пр., 23
+7 (812) 579-77-66

Пн-Пт: 09:00-18:00
Сб, Вc: выходные

    
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты
Поиск по сайту



1. Широкая специализация
2. Профессионализм и компетентность
3. Разумные цены
4. Стабильность
5. Удобное месторасположение



Если Вы хотите зарегистрировать товарный знак, но не знаете, как это сделать

Материал подготовил юрист ЮФ «Логос»
Минин Сергей
Как зарегистрировать товарный знак?В настоящее время в Российской Федерации возрастает популярность такого средства индивидуализации, как товарный знак. Использование товарного знака предоставляет его правообладателю действительную возможность защитить уникальные фантазийные обозначения, используемые им для индивидуализации своих товаров и услуг, ставшие известными в результате такого использования и имеющие соответствующую репутацию на рынке. В настоящей статье в краткой и упрощенной форме излагаются основные положения законодательства Российской Федерации, регулирующие правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания.

I. Виды товарных знаков и предъявляемые к ним требования

Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет словесные, объемные, изобразительные товарные знаки.

При этом на практике к разновидностям товарных знаков относятся словесные, изобразительные, световые, изменяющиеся, позиционные, объемные, голографические, звуковые, обонятельные, цветовые знаки, а также комбинированные товарные знаки – включающие в себя несколько элементов.

Необходимо отметить, что разница между товарным знаком и знаком обслуживания состоит исключительно в том, что первый используется для индивидуализации товаров, а последний – для индивидуализации услуг. Соответственно, никакой существенной разницы между ними нет.

Таким образом, в качестве товарного знака может быть зарегистрировано обозначение, воплощенное практически в любой форме. Однако к обозначениям, заявленным к регистрации в качестве товарного знака, предъявляются определенные требования. В том числе:

- Товарный знак не должен представлять собой обозначение, вошедшее во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида (различные «народные», бытовые обозначения товаров), а также являющееся общепринятым символом или термином;
- Товарный знак не должен характеризовать сам товар, указывать на его вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ его производства или продажи;
- Товарный знак не должен представлять собой внешний вид самого товара;

Такие элементы могут включаться в товарный знак в качестве т.н. неохраняемых элементов товарного знака – включаться в него лишь для вида, как декоративная составляющая. При этом такие элементы не должны занимать доминирующее положение в товарном знаке.

Также не допускается регистрация в качестве товарного знака государственных символов и знаков или схожих с ними обозначений, а также сокращенных или полных наименований международных организаций и их символов.

Обозначение, регистрируемое в качестве товарного знака, не должно являться ложным или вводящим потребителей в заблуждение, а также противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Очевидно, что не подлежат государственной регистрации обозначения, сходные до степени смешения с иными товарными знаками и более ранними заявками на регистрацию товарных знаков. Также не допускается смешение регистрируемого обозначения с иными средствами индивидуализации (фирменными наименованиями, местами происхождения товаров, коммерческими обозначениями), а также иными объектами интеллектуальной собственности.

Таким образом, если резюмировать приведенные ограничения, то товарный знак не должен повторять или смешиваться с чужими товарными знаками, не должен вводить потребителя в заблуждение путем использования государственной символики и топонимики, не должен повторять форму или содержать характеристики самого товара, не должен представлять собой общеизвестные и общеупотребимые обозначения, термины и символы.

При этом необходимо учитывать, что государственная регистрация товарных знаков осуществляется только в отношении определенных категорий товаров и услуг, разделенных на нумерованные классы (классы МКТУ). Ознакомиться с классами международной классификацией товаров и услуг Вы можете по адресу www.mktu.info.

Соответственно, сходство заявленного к регистрации обозначения с другими товарными знаками, а также проверка его сходства с общеупотребимыми обозначениями, терминами и пр., пр. производится по соответствующим классам МКТУ (зарегистрировать обозначение «Колбаса» для пищевых продуктов нельзя, обозначение «Кафе «Колбаса» для сферы общественного питания - можно).

Таким образом, перед подготовкой заявления о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака необходимо определиться с: - Охраняемыми элементами. Это может быть только словесное обозначение, изображение, комбинированное обозначение или обозначение более сложной формы. - Классами товаров и услуг, для индивидуализации которых товарный знак будет использоваться.

II. Порядок государственной регистрации товарного знака

В первую очередь необходимо отметить, что правообладателем товарного знака может быть только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность – коммерческая организация или индивидуальный предприниматель.

Для государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака заявитель представляет заявление в Федеральную службу по интеллектуальной собственности – Роспатент. Заявление готовится по установленной форме, в нем указываются сведения о правообладателе и его представителе, приводится изображение самого обозначения, дается его краткое описание и характеристика, указываются классы МКТУ, в отношении которых заявителем испрашивается государственная регистрация товарного знака.

К заявлению о государственной регистрации прилагаются дополнительные документы, а также – при желании заявителя – доказательства уплаты государственной пошлины.

Заявление подписывается самим заявителем, его представителем (на основании нотариально удостоверенной доверенности при приобщении оригинала такой доверенности), либо патентным поверенным.

Рассмотрение заявок производится Роспатентом (его структурным подразделением – Федеральным институтом промышленной собственности) в несколько этапов. Сначала производится т.н. формальная экспертиза, в рамках которой проверяется комплектность документов. Иными словами, все ли документы Вы правильно подготовили перед подачей. Если комплект приложений к заявке признается полным, начинается т.н. экспертиза по существу, в рамках которой рассматривается уже сама заявка и заявленное к регистрации обозначение, оно сравнивается с уже зарегистрированными товарными знаками и заявками на регистрацию товарных знаков т.д. По результатам экспертизы заявки по существу, если будет принято решение о соответствии заявленного к регистрации обозначения требованиям, предъявляемым законодательством к товарным знакам, заявителю выдается свидетельство о регистрации товарного знака.

За прохождение каждого из этапов уплачивается пошлина.

Общий приблизительный размер пошлины за регистрацию товарного знака (в отношении одного класса МКТУ) – 33 000 рублей.

ФИПС представляет возможность рассчитать размер государственной пошлины за регистрацию товарного знака на своем сайте.

Размер государственной пошлины зависит от количества классов МКТУ, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака.

При этом необходимо учитывать, что при направлении заявки на государственную регистрацию в электронном виде размер пошлин снижается. Однако для осуществления электронного документооборота необходимо располагать квалифицированной электронной подписью.

NB: необходимо иметь в виду, что многие организации, указывающие услуги по сопровождению государственной регистрации товарных знаков, часто вводят клиентов в заблуждение в части размера пошлин, называя завышенные суммы. Разница между действительным размером пошлины и озвученной суммой относится к доходу таких недобросовестных юристов.

Сверить размеры пошлины Вы можете на сайте ФИПС.

Срок рассмотрения заявки о выдаче патента на изобретение составляет до 12 месяцев. При этом использовать заявленное к регистрации обозначение Вы беспрепятственно можете в любое время. При этом, после принятия Вашей заявки к рассмотрению никто не сможет обратиться в ФИПС с заявлением о регистрации тождественного или схожего товарного знака. За Вашим обозначением закрепляется приоритет по дате представления заявления о его регистрации.

III. Особенности правовой охраны товарных знаков

Исключительное право на товарный знак и его правовая охрана действуют в течение десяти лет с момента регистрации заявки о его регистрации в ФИПС. При этом срок правовой охраны товарного знака может неоднократно продлеваться на десять лет по заявлению правообладателя. За продление срока действия исключительного права на товарный знак так же уплачивается пошлина.

Использовать товарный знак Вы можете посредством размещения его на производимых и реализуемых товарах, на их упаковках и этикетках, при выполнении работ и оказании услуг, на документации, в рекламе, на вывесках, а также в сети «Интернет».

Соответственно, Вы вправе запрещать любым третьим лицам использование тождественных и схожих обозначений указанными способами. Любое несанкционированное Вами использование сходного до степени смешения обозначения третьим лицом является нарушением Вашего исключительного права на товарный знак, а любая продукция, индивидуализированная с использованием такого обозначения, является контрафактной.

В случае нарушения Вашего права на товарный знак Вы вправе требовать у нарушителя возмещения убытков – в том числе упущенной выгоды – возникших в результате такого нарушения.

Также Вы вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров и их упаковок.

Вместо взыскания убытков Вы вправе по своему усмотрению требовать выплаты компенсации за нарушение исключительного права в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей или в двукратном размере стоимости контрафактных товаров.

Вы также вправе предоставлять третьим лицам право использования Вашего товарного знака на возмездной основе посредством заключения лицензионных договоров и договоров коммерческой концессии. Вы вправе в полном объеме отчудить исключительное право на Ваш товарный знак третьему лицу. Все действия по распоряжению исключительным правом на товарный знак – переход права или предоставление права использования товарного знака - подлежат государственной регистрации в ФИПС.

IV. Коротко о юридических услугах в области сопровождения государственной регистрации товарных знаков

Итак, выше представлена краткая сводка информации о порядке государственной регистрации товарных знаков в Российской Федерации.

При этом необходимо помнить, что в настоящей статье приведены лишь общие сведения, необходимые для первого ознакомления с порядком правовой охраны товарных знаков в Российской Федерации.

Таким образом, для государственной регистрации товарного знака Вам необходимо совершить следующие действия:

1. Произвести поиск схожих товарных знаков и заявок на регистрацию товарных знаков по аналогичным классам МКТУ.
2. Подготовить заявление о регистрации товарного знака.
3. Подготовить остальные документы.
4. Уплатить пошлины.
5. Представить заявку в Роспатент.
6. В ходе рассмотрения заявки на государственную регистрацию товарного знака отвечать на поступающие запросы ФИПС, готовить дополнительные документы и письма.

Юридические услуги в области сопровождения государственной регистрации товарных знаков, соответственно, заключаются в:

1. Поиске схожих товарных знаков и заявок на регистрацию товарных знаков по аналогичным классам МКТУ, препятствующих регистрации Вашего товарного знака, в разработке возможных путей обхода таких препятствий;
2. Определении правильного вида товарного знака, его охраняемых элементов, а также перечня классов МКТУ;
3. Грамотной подготовке документов с учетом всех тонкостей;
3. Обеспечении взаимодействия и документооборота с ФИПС.

От Вас требуется конкретное описание желаемого товарного знака, его элементов, а также перечень сфер деятельности, в которых Вы планируете его использование.

Таким образом, выше представлена краткая сводка информации, по меньшей мере необходимой для понимания правового режима товарных знаков в Российской Федерации и порядка их государственной регистрации. При этом важно помнить, что право интеллектуальной собственности является наиболее сложной областью гражданского права. Соответственно, к каждому вопросу в области средств индивидуализации необходимо обращаться отдельно, со всей доскональностью. Очевидно, что не бывает двух одинаковых товарных знаков. Посему, разработка и регистрация каждого товарного знака – сложный творческий процесс, требующий детальной подготовки и индивидуального подхода.

Более подробную консультацию и анализ непосредственной Вашего вопроса в области государственной регистрации средств индивидуализации, а также в целом в области интеллектуальной собственности Вы можете получить в нашем офисе.

 Скидки для постоянных клиентов
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты

2007-2023 ©ЛОГОС. Все права защищены.
Политика конфиденциальности
 Раскрытие информации



Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"»
Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892
Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич
Главный редактор: Осман Андрей Ильич
Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66
e-mail редации: law@logosinfo.ru