Стать партнером юридической фирмы «Логос»
Вся правда о порядке оказания и стоимости юридических услуг — на новом сайте «Логоса»
Предложение для юристов Зарабатывайте с нами!
Здесь всё, что вы хотели знать о юр. услугах, но боялись спросить     (новый сайт «Логоса»)
  
Рус    Eng Санкт-Петербург,
Лиговский пр., 23
+7 (812) 579-77-66
Пн-Пт: 09:00-18:00
Сб, Вc: выходные

    
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты
Поиск по сайту



1. Широкая специализация
2. Профессионализм и компетентность
3. Разумные цены
4. Стабильность
5. Удобное месторасположение



ОТДЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ О ВЗЫСКАНИИ ПЕНИ К ПЕРЕВОЗЧИКУ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Материал подготовил юрист ЮФ"Логос"
Иванов Евгений
 Правоотношения, связанные с перевозкой грузов железнодорожным транспортом регулируются положениями Главы 40 ГК РФ «Перевозка», Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» (далее – УЖТ), рядом подзаконных нормативных актов, в том числе: Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом от 18 июня 2003 г., утвержденными Приказом Министерства путей сообщения от 18 июня 2003 г. № 27 (далее – Правила исчисления сроков), Правилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения от 18 июня 2003 г. № 42 (далее – Правила предъявления и рассмотрения претензий), Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения от 18 июня 2003 г. № 45 (далее – Правила составления актов). В соответствии со ст. 97 УЖТ, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 УЖТ обстоятельств.
Согласно ст. 119 УЖТ, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Позиция, занимаемая арбитражными судами по вопросу о том, какими доказательствами должен подтверждаться факт нарушения перевозчиком сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, неоднозначна. В частности, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 13 сентября 2010 г. по делу № а56-91547/2009 указал, что отсутствие коммерческого акта либо акта общей формы, который должен быть составлен перевозчиком либо по требованию стороны договора грузоперевозки, является основанием, исключающим ответственность перевозчика перед грузоотправителем, грузополучателем или другими юридическими лицами. Аналогичный вывод содержится в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2010 г. по делу № А56-91527/2009. С другой стороны, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 27 ноября 2009 г. по делу № А32-23390/2008, указал, что закон не определяет акт общей формы в качестве единственного допустимого доказательства фактов, являющихся основанием ответственности грузополучателя либо грузоотправителя. Данная позиция поддержана Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 05 февраля 2010 г. и Определении от 14 апреля 2010 г. № ВАС-4112/10. В другом случае Тринадцатый арбитражный суд в Постановлении от 19 августа 2011 г. по делу № А56-20266/2010 указал, что факт занятости фронтов выгрузки по причинам, зависящим от перевозчика подтверждается актами общей формы в совокупности с извещениями о задержке и отправлении поездов, памятками приемосдатчика, ведомостями подачи и уборки вагонов, приказами о бросании и подъеме поездов, сведениями из автоматизированной информационной системы "Архив вагонов", т.е. акт общей формы упомянут наряду с другими доказательствами. Рассматривая вопрос о необходимости составления акта общей формы о просрочке доставки груза необходимо указать на следующее: согласно ст. 119 УЖТ, коммерческий акт составляется в следующих случаях: несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе; повреждение (порча) груза, багажа, грузобагажа и возможные причины такого повреждения; обнаружение груза, багажа, грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа, грузобагажа; возвращение перевозчику похищенных груза, багажа, грузобагажа; непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза.
Согласно той же статье УЖТ, для удостоверения иных не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств оформляются акты общей формы и другие акты. Из данного положения УЖТ вытекает, что факт доставки груза с нарушением срока удостоверяется актом общей формы. Правила составления актов в п. 3.1. указывают, что акты общей формы составляются в следующих случаях: утраты документов, приложенных грузоотправителем к накладной, предусматриваемых соответствующими правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом; задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования; задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения; задержки груженых вагонов, контейнеров на станции в случаях превышения фактической массы груза сверх допустимой грузоподъемности вагонов, контейнеров; задержки подачи порожних вагонов грузоотправителю в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя или владельца железнодорожного пути необщего пользования; задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров; неочистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах недослитых остатков груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях); неочистки наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива и слива; подачи перевозчиком неочищенных вагонов, контейнеров под погрузку средствами грузоотправителя; отсутствия ЗПУ на вагоне, контейнере, несоответствия ЗПУ данным, указанным в накладной, неисправности, повреждения или замены ЗПУ, обнаружения в пути следования или на станции назначения ЗПУ на вагонах, контейнерах с неясно нанесенной информацией; задержки по вине грузоотправителя, грузополучателя владельца железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего перевозчику локомотива, направленного для уборки вагонов в соответствии с уведомлением грузоотправителя, грузополучателя; задержки груза в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом; задержки груза в пути следования в случае замены проводников грузоотправителей, грузополучателей; обнаружения в пути следования неисправности вагонов, контейнеров (неисправное состояние ЗПУ, наличие признаков доступа к грузу через люки вагона, стенки вагона, контейнера), угрожающими безопасности движения и сохранности перевозимых грузов; повреждения вагона, контейнера; самовольного занятия перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю, иным организациям или арендованных ими; самовольного использования грузоотправителем, грузополучателем, иными организациями вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику; неподачи перевозчиком вагонов, контейнеров с грузами в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей; простоя локомотива, принадлежащего перевозчику, в ожидании окончания операции по погрузке, выгрузке на перегонах, раздельных пунктах (разъезды, блокпосты, обгонные пункты), не открытых в установленном порядке для производства коммерческих операций; отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта (учетной карточки выполнения заявки на перевозку, накопительной карточки, акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов и других); других случаев, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Наличие такого перечня не должно рассматриваться как исключающее необходимость составления акта общей формы о факте просрочки доставки груза, поскольку названные Правила носят подзаконный характер, УЖТ, в свою очередь, исчерпывающего перечня случаев составления актов общей формы не приводит. Суды при этом исходят из приоритета УЖТ перед Правилами составления актов (см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2012 г. по делу № А56-19675/2012). При принятии решения о предъявлении иска к перевозчику о взыскании пени за просрочку доставки груза необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.

В соответствии с п.1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Следовательно, обращаясь в суд с соответствующим иском, необходимо будет представить доказательства просрочки со стороны перевозчика.
Согласно ст. 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Учитывая данное требование АПК РФ, существенное значение при рассмотрении спора будет иметь позиция суда по вопросу о том, является ли акт общей формы единственным предусмотренным законом доказательством, которым может быть подтвержден факт просрочки. Как указано выше, по указанному вопросу в практике судов отсутствует единообразие.
В связи с этим, следует указать на ряд доводов, которые могут быть положены в основу утверждения о том, что акт общей формы не является единственным доказательством просрочки со стороны перевозчика: 1) из формулировки абзаца 1 ст. 119 УЖТ не вытекает, что акт общей формы является единственно возможным доказательством наличия оснований для ответственности перевозчика;
2) официальное толкование нормы УЖТ, данное Президиумом ВАС РФ в упомянутом выше Определении от 14 апреля 2010 г. № ВАС-4112/10, также допускает существование и иных доказательств для подтверждения наличия оснований для возникновения ответственности перевозчика;
3) согласно п. 7 Правил предъявления и рассмотрения претензий, к претензии, в случае просрочки доставки груза, должна быть приложена накладная. При этом в части, касающейся предъявления претензий по иным основаниям, данные Правила прямо указывают на необходимость представления акта общей формы.
Кроме того, следует также обратить внимание на следующее:
Как указано выше, в силу положений ст. 97 УЖТ, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 УЖТ обстоятельств. Между тем, Правила исчисления сроков в п.6 предусматривают ряд случаев, когда нарушение сроков доставки грузов также не влечет возникновения ответственности перевозчика. К таковым относятся:
- задержки грузов таможенными и другими органами государственного контроля в пути следования более чем на 1 сутки;
- задержки грузов в пути следования для исправления погрузки, устранения перегруза грузов, допущенного по вине грузоотправителя;
- задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам;
- задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов;
- задержки приема вагонов, контейнеров к перевозке после документального оформления приема груза к перевозке по причине коммерческих неисправностей вагонов, контейнеров, установленных перевозчиком в соответствии с правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами;
- задержки рефрижераторной секции грузоотправителем, грузополучателем сверх установленных норм при погрузке-выгрузке рефрижераторной секции на одной или нескольких станциях в попутном направлении одним или несколькими грузоотправителями в адрес одного или нескольких грузополучателей.
Все приведенные в п. 6 причины задержки доставки грузов не зависят от воли перевозчика. Последствием возникновения таких причин является увеличение срока доставки на все время задержки.
В соответствии с подп. 6.7. Правил исчисления сроков, о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Наличие акта общей формы, удостоверяющего наличие одной из перечисленных причин просрочки доставки груза является основанием для увеличения срока доставки на весь период просрочки и, соответственно, исключает ответственность перевозчика.
Таким образом, относительно просрочка доставки груза влечет за собой составление двух актов общей формы:
1) акт общей формы о наличии причин просрочки, предусмотренных п. 6 Правил исчисления сроков, и продолжительности просрочки, составляемый перевозчиком;
2) акт общей формы, фиксирующий просрочку, который также составляется перевозчиком самостоятельно либо по требованию грузоотправителя/грузополучателя.
В случае, если акт о причинах просрочки у перевозчика отсутствует, адресованные перевозчику требования об уплате пени ввиду просрочки, вероятнее всего будут удовлетворены судом.
Однако в том случае, если соответствующие акты отсутствуют и у грузоотправителя и у перевозчика, т.е. первый не может представить предусмотренное законом доказательство просрочки, а второй – доказательство наличия причин просрочки, исключающих его ответственности, ключевое значение для разрешения спора приобретает усмотрение суда по вопросу о том, являются ли акты общей формы единственным допустимым доказательством перечисленных обстоятельств.
Таким образом, инициирование спора о взыскании с перевозчика пени ввиду просрочки доставки груза при отсутствии акта общей формы, удостоверяющего факт такой просрочки, сопряжено с определенным риском, поскольку зависит от позиции суда по вопросу о возможности подтверждения факт просрочки иными доказательствами.
Кроме того, в случае, если перевозчик располагает актом общей формы, подтверждающим наличие причин просрочки, предусмотренных п. 6 Правил исчисления сроков, инициирование подобного спора вообще представляется малоперспективным.
В связи с этим, фактором который существенно повышает шансы на успех, становится участие в деле на стороне грузоотправителя/грузополучателя профессионального юриста способного грамотно сформулировать и изложить суду правовую позицию и нужным образом представить соответствующие доказательства.


 Скидки для постоянных клиентов
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты

2007-2023 ©ЛОГОС. Все права защищены.
Политика конфиденциальности
 Раскрытие информации



Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"»
Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892
Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич
Главный редактор: Осман Андрей Ильич
Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66
e-mail редации: law@logosinfo.ru