Материал подготовил юрист ЮФ"Логос" Кузыченко Инна
На сегодняшний день обслуживание железнодорожным транспортом не является безупречным, и зачастую, как грузоотправители, так и грузополучатели сталкиваются с проблемами просрочки доставки груза, повреждения груза в пути следования, вынужденного простоя вагонов и т.д. Разумеется, данные ситуации нередки и в перевозках другим транспортом, однако при разрешении споров по осуществлению железнодорожных перевозок стоит иметь ввиду особенности, обусловленные нормами Устава железнодорожного транспорта и иных внутриведомственных актов. В соответствии с ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок. Итак, обратимся к порядку предъявления претензий к перевозчику. Во-первых, стоит сказать об участниках, имеющих право на предъявление претензий по перевозке груза или багажа. Это грузополучатель и грузоотправитель. Они вправе предъявить претензию в следующих случаях: 1. утраты, недостачи, повреждения или порчи груза; 2. просрочки доставки или задержки выдачи груза; 3. возврата провозной платы; 4. возврата платы за время нахождения цистерн, бункерных полувагонов под очисткой; 5. взыскания штрафов или возмещения затрат, возникших из-за подачи под погрузку неочищенных вагонов или контейнеров без согласия их владельцев; 6. взыскания штрафа и возмещения убытков, понесенных из-за повреждения или утраты перевозчиком вагонов, контейнеров или их деталей, на которые имел право грузоотправитель или грузополучатель и т.д. (более подробно об этом установлено в ст. 120 УЖТ.)
Во-вторых, особо стоит обратить внимание на правильность выбора адресата претензии, а именно подразделение компании железнодорожного перевозчика. Согласно ст.120 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее – Устав) до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия. При этом, под понятием «перевозчик» в Уставе понимается юридическое лицо, принявшее на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить вверенный им отправителем груз из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз управомоченному на его получение лицу (получателю). В рамках предоставленных полномочий Приказом Министра путей сообщения 18.06.2003 №42 утверждены Правила предъявления и рассмотрения претензий (далее – Правила № 42), возникших в связи с осуществлением перевозок грузов», которые сами по себе также не устанавливают специальных правил предъявления претензий, однако отсылают к перечню подразделений перевозчика, в функциональные обязанности которых входит их рассмотрение. Такой перечень утвержден приказом президента ОАО «РЖД» от 06.06.2005 №84 "Об утверждении перечня подразделений ОАО "РЖД" (далее – Перечень № 84). Сразу необходимо отметить, что данный Перечень № 84 не отвечает признакам нормативно-правового акта: в Министерстве юстиции не зарегистрирован, официально, утвержден президентом ОАО «РЖД», которые не уполномочен издавать нормативно-правовые акты. Кроме того, Правила № 42 обязывают перевозчика доводить данный перечень до сведения лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта. В судебной практике существуют разные позиции по вопросу о том, кому должна быть направлена претензия: перевозчику, с которым имели место договорные отношения, или указанному в Перечне подразделению, при том, что Перечень № 84 не является нормативно-правовым актом, обязательным к соблюдению и в установленном порядке заявитель с ним не был ознакомлен. С одной стороны, суды считают претензионный порядок соблюденным и рассматривают по существу исковые заявления, предъявленные к подразделениям ОАО «РЖД», указанным перевозчиками. С другой стороны, существуют примеры, когда судом признается, что направление претензии без соблюдением указанных в Перечне требований является нарушением установленного претензионного порядка. В таких случаях, применительно к ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, что по сути не является препятствием для предъявления нового иска. Однако, как правило, к этому времени сроки направления претензии уже истекли и возмещение убытков за нарушение перевозчиком своих обязательств становится малоперспективным. В соответствие с действующим законодательством стороны спора обязаны соблюдать установленный Федеральным законом или Договором претензионный порядок. - претензия должна быть заявлена в установленный срок; - претензия должна быть заявлена надлежащим заявителем, т.е. лицом, имеющим право на предъявление претензии; - претензия должна быть предъявлена к надлежащему лицу, т.е. адресуется той транспортной организации, которая уполномочена ее рассматривать; - претензия должна содержать все необходимые сведения о перевозке, требования и расчет суммы, позволяющие рассмотреть ее по существу; - к претензии прикладываются документы, подтверждающие обоснованность требований и полномочия заявителя. Правильность и своевременность предъявления претензии, возникшей из железнодорожной перевозки, корректность оформления и содержания напрямую влияет на быстроту и успешность ее добровольного удовлетворения или на разрешение спора в судебном порядке.
Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"» Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892 Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич Главный редактор: Осман Андрей Ильич Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66 e-mail редации: law@logosinfo.ru