ЗДЕСЬ всё, что вы хотели знать о юр. услугах, но боялись спросить (новый сайт «Логоса»)
Стать партнером юридической фирмы «Логос»
Вся правда о порядке оказания и стоимости юридических услуг — на новом сайте «Логоса»
Предложение для юристов Зарабатывайте с нами!
  
Рус    Eng
Санкт-Петербург,
Лиговский пр., 23
+7 (812) 579-77-66

Пн-Пт: 09:00-18:00
Сб, Вc: выходные

    
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты
Поиск по сайту



1. Широкая специализация
2. Профессионализм и компетентность
3. Разумные цены
4. Стабильность
5. Удобное месторасположение



ПРЕТЕНЗИИ К ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ПЕРЕВОЗЧИКУ

Материал подготовил юрист ЮФ"Логос"
Кузыченко Инна
 На сегодняшний день обслуживание железнодорожным транспортом не является безупречным, и зачастую, как грузоотправители, так и грузополучатели сталкиваются с проблемами просрочки доставки груза, повреждения груза в пути следования, вынужденного простоя вагонов и т.д.
Разумеется, данные ситуации нередки и в перевозках другим транспортом, однако при разрешении споров по осуществлению железнодорожных перевозок стоит иметь ввиду особенности, обусловленные нормами Устава железнодорожного транспорта и иных внутриведомственных актов.
В соответствии с ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
Итак, обратимся к порядку предъявления претензий к перевозчику.
Во-первых, стоит сказать об участниках, имеющих право на предъявление претензий по перевозке груза или багажа. Это грузополучатель и грузоотправитель.
Они вправе предъявить претензию в следующих случаях:
1. утраты, недостачи, повреждения или порчи груза;
2. просрочки доставки или задержки выдачи груза;
3. возврата провозной платы;
4. возврата платы за время нахождения цистерн, бункерных полувагонов под очисткой;
5. взыскания штрафов или возмещения затрат, возникших из-за подачи под погрузку неочищенных вагонов или контейнеров без согласия их владельцев;
6. взыскания штрафа и возмещения убытков, понесенных из-за повреждения или утраты перевозчиком вагонов, контейнеров или их деталей, на которые имел право грузоотправитель или грузополучатель и т.д. (более подробно об этом установлено в ст. 120 УЖТ.)
Во-вторых, особо стоит обратить внимание на правильность выбора адресата претензии, а именно подразделение компании железнодорожного перевозчика.
Согласно ст.120 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее – Устав) до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.
При этом, под понятием «перевозчик» в Уставе понимается юридическое лицо, принявшее на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить вверенный им отправителем груз из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз управомоченному на его получение лицу (получателю).
В рамках предоставленных полномочий Приказом Министра путей сообщения 18.06.2003 №42 утверждены Правила предъявления и рассмотрения претензий (далее – Правила № 42), возникших в связи с осуществлением перевозок грузов», которые сами по себе также не устанавливают специальных правил предъявления претензий, однако отсылают к перечню подразделений перевозчика, в функциональные обязанности которых входит их рассмотрение. Такой перечень утвержден приказом президента ОАО «РЖД» от 06.06.2005 №84 "Об утверждении перечня подразделений ОАО "РЖД" (далее – Перечень № 84).
Сразу необходимо отметить, что данный Перечень № 84 не отвечает признакам нормативно-правового акта: в Министерстве юстиции не зарегистрирован, официально, утвержден президентом ОАО «РЖД», которые не уполномочен издавать нормативно-правовые акты.
Кроме того, Правила № 42 обязывают перевозчика доводить данный перечень до сведения лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
В судебной практике существуют разные позиции по вопросу о том, кому должна быть направлена претензия: перевозчику, с которым имели место договорные отношения, или указанному в Перечне подразделению, при том, что Перечень № 84 не является нормативно-правовым актом, обязательным к соблюдению и в установленном порядке заявитель с ним не был ознакомлен.
С одной стороны, суды считают претензионный порядок соблюденным и рассматривают по существу исковые заявления, предъявленные к подразделениям ОАО «РЖД», указанным перевозчиками.
С другой стороны, существуют примеры, когда судом признается, что направление претензии без соблюдением указанных в Перечне требований является нарушением установленного претензионного порядка.
В таких случаях, применительно к ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, что по сути не является препятствием для предъявления нового иска.
Однако, как правило, к этому времени сроки направления претензии уже истекли и возмещение убытков за нарушение перевозчиком своих обязательств становится малоперспективным.
В соответствие с действующим законодательством стороны спора обязаны соблюдать установленный Федеральным законом или Договором претензионный порядок.
- претензия должна быть заявлена в установленный срок;
- претензия должна быть заявлена надлежащим заявителем, т.е. лицом, имеющим право на предъявление претензии;
- претензия должна быть предъявлена к надлежащему лицу, т.е. адресуется той транспортной организации, которая уполномочена ее рассматривать;
- претензия должна содержать все необходимые сведения о перевозке, требования и расчет суммы, позволяющие рассмотреть ее по существу;
- к претензии прикладываются документы, подтверждающие обоснованность требований и полномочия заявителя.
Правильность и своевременность предъявления претензии, возникшей из железнодорожной перевозки, корректность оформления и содержания напрямую влияет на быстроту и успешность ее добровольного удовлетворения или на разрешение спора в судебном порядке.

Избежать волокиты в таких спорах сможет грамотный практикующий юрист.


 Скидки для постоянных клиентов
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты

2007-2023 ©ЛОГОС. Все права защищены.
Политика конфиденциальности
 Раскрытие информации



Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"»
Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892
Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич
Главный редактор: Осман Андрей Ильич
Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66
e-mail редации: law@logosinfo.ru