| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Статья №685 16.07.2010 Реорганизация ООО в форме присоединения На сегодняшний день в рамках споров, связанных с такой реорганизацией, рассматриваются следующие вопросы: 1. Документы, подлежащие представлению в регистрирующий орган для регистрации реорганизации ООО в форме присоединения Статья 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, содержащая перечень документов, подлежащих представлению в регистрирующий орган при реорганизации обществ, не устанавливает, какие документы обязаны подавать общества, которые участвуют в реорганизации в форме присоединения. Кроме того, положения гл. V указанного Закона не определяют, кто и в какой регистрирующий орган должен представлять документы на госрегистрацию реорганизации. Единственная статья, содержащая положение о документах, которые необходимо подавать при государственной регистрации реорганизации в форме присоединения, - это ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Однако она находится в гл. VI, касающейся вопросов государственной регистрации изменений, которые вносятся в учредительные документы юридического лица, и изменений в сведения о юрлице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Статья 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ устанавливает перечень документов, необходимых для внесения изменений. Однако согласно п. 3 указанной статьи при реорганизации в форме присоединения в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, решение о реорганизации, договор о присоединении и передаточный акт. Вместе с тем статья не регламентирует, какое из обществ, участвующих в реорганизации, должно подавать заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 данное заявление представляется по форме N Р16003. Согласно п. 3 разд. XII Методических разъяснений ФНС России оно подается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, прекращающего деятельность в результате реорганизации в форме присоединения, или иным лицом, которое действует от имени указанного юридического лица без доверенности. Поскольку в результате реорганизации у лица, к которому осуществляется присоединение, возникают изменения, оно должно подать в регистрирующий орган также заявление о внесении изменений по формам NN Р13001 и Р14001, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439. На практике лица, подающие заявление о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, не всегда представляют решение о реорганизации, договор о присоединении и передаточный акт, вследствие чего регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации на основании ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. 1.1. Вывод из судебной практики: При обращении в регистрирующий орган к заявлению о регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с реорганизацией в форме присоединения заявитель должен приложить решение о реорганизации, договор присоединения, утвержденный всеми обществами, которые участвуют в присоединении, а также передаточный акт. Суд отказывает в удовлетворении требований о признании решения регистрирующего органа об отказе в регистрации недействительным, если устанавливает, что лицо, которое обратилось в регистрирующий орган с заявлением, не представило полный комплект документов, предусмотренных п. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. 2. Внесение в учредительные документы изменений, связанных с реорганизацией ООО в форме присоединения, ранее внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемого общества Согласно ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Аналогичное положение содержится в п. 3 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной Правительством РФ, решение о реорганизации, договор о присоединении и передаточный акт. Однако на практике при реорганизации в форме присоединения возникает необходимость внести изменения в учредительные документы общества, к которому производится присоединение. Вследствие этого возникает вопрос о возможности внесения таких изменений ранее внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемых обществ. 2.1. Вывод из судебной практики: Регистрирующий орган отказывает в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в связи с реорганизацией в форме присоединения, если в ЕГРЮЛ не внесена запись о прекращении деятельности присоединяемого общества. Суд исходит из того, что если запись о прекращении деятельности присоединяемого общества не внесена в ЕГРЮЛ, то сведения, вносимые в учредительные документы в связи с реорганизацией в форме присоединения, являются недостоверными, в то время как ст. ст. 15, 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлены требования о достоверности сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ. 3. Основания для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемого общества Основания для отказа в государственной регистрации изменений в учредительные документы и сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, предусмотрены ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. В частности, таким основанием является непредставление необходимых в соответствии с законом документов или их представление в ненадлежащий регистрирующий орган. Однако из смысла данной статьи не ясно, считается ли документ непредставленным, если содержит недостоверные сведения? 3.1 Вывод из судебной практики: Отказ в государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемого общества в связи с представлением недостоверных сведений об адресе общества, к которому осуществляется присоединение, признается недействительным. 4. Признание реорганизации ООО в форме присоединения недействительной Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ не установлено право регистрирующего органа проверять представленные на госрегистрацию документы на предмет их соответствия закону. Более того, п. 4.1 ст. 9 указанного Закона (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, вступившей в силу 01.07.2009) запрещает регистрирующему органу проводить подобную проверку представленных документов (кроме заявления о госрегистрации) и содержащихся в них сведений (за исключением случаев, которые предусмотрены данным Законом). Однако на практике нередко возникают ситуации, когда реорганизация в форме присоединения проведена с нарушением требований законодательства. В связи с этим возникает вопрос о возможности признания реорганизации недействительной на основании ст. 168 ГК РФ. 4.1. Вывод из судебной практики: Реорганизация общества с ограниченной ответственностью в форме присоединения не может быть признана недействительной на основании ст. 168 ГК РФ. Суд исходит из того, что реорганизация в форме присоединения не может быть признана недействительной по общим правилам ст. 168 ГК РФ, так как она не является сделкой. 5. Способ указания в передаточном акте передачи прав и обязанностей присоединяемого ООО правопреемнику В соответствии со ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Однако на практике регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации реорганизации в форме присоединения, ссылаясь на отсутствие в передаточном акте положения о правопреемстве. 5.1. Вывод из судебной практики: Указание в передаточном акте на то, что основное общество принимает активы и пассивы присоединяемого общества и все его права и обязанности, с учетом п. 4 ст. 53 Закона об обществах с ограниченной ответственностью признается надлежащим указанием на правопреемство присоединяемого общества. 6. ООО, обязанные опубликовать сообщения о реорганизации в форме присоединения До внесения изменений в п. 5 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью Федеральным законом от 19.07.2009 N 205-ФЗ данной нормой было установлено, что не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества (а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения - с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении) общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о госрегистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. В связи с этим возникал вопрос: должно ли общество, к которому осуществляется присоединение, публиковать сообщение о реорганизации? Пунктом 5 ст. 51 указанного Закона (в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ) установлено, что реорганизуемое общество после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью оди раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о госрегистрации юридических лиц, сообщение о своей реорганизации. Если в реорганизации участвуют два и более общества, данное сообщение опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным договором о слиянии или о присоединении. Таким образом, в соответствии с действующей редакцией нормы сообщение о реорганизации от имени всех обществ, участвующих в ней, публикуется только обществом, которое последним приняло решение о реорганизации в форме присоединения (если иное не установлено в договоре о присоединении). 6.1. Вывод из судебной практики: Сообщения о реорганизации должны публиковать только присоединяемые общества (актуально для правоотношений, возникших до 21.10.2009).
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"» Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892 Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич Главный редактор: Осман Андрей Ильич Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66 e-mail редации: law@logosinfo.ru |