ЗДЕСЬ всё, что вы хотели знать о юр. услугах, но боялись спросить (новый сайт «Логоса»)
Стать партнером юридической фирмы «Логос»
Вся правда о порядке оказания и стоимости юридических услуг — на новом сайте «Логоса»
Предложение для юристов Зарабатывайте с нами!
  
Рус    Eng
Санкт-Петербург,
Лиговский пр., 23
+7 (812) 579-77-66

Пн-Пт: 09:00-18:00
Сб, Вc: выходные

    
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты
Поиск по сайту



1. Широкая специализация
2. Профессионализм и компетентность
3. Разумные цены
4. Стабильность
5. Удобное месторасположение



ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬ

Материал подготовил юрист ЮФ"Логос"
Борисова Вероника
 В статье говорится о злоупотреблении правом со стороны потребителя, когда последний вместо защиты своих прав, использует юридические нормы для получения определенной выгоды. Что, же делать предпринимателям и организациям, чья деятельность является добросовестной и правомерной?

После принятия Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон № 2300-1) правовые отношения, связанные с защитой прав потребителей, получили значительное развитие.
Название Закона говорит само за себя и вся концепция Закона № 2300-1 построена на необходимости обеспечения защиты интересов потребителя - более слабого субъекта правоотношений. Так указанный Закон предусматривает право потребителя выбирать суд для предъявления исков о защите прав потребителей, так иски могут быть предъявлены в суд по месту: нахождения организации; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора; по месту нахождения ее филиала или представительства (если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства) (п. 1 ст. 17), освобождает потребителя от необходимости уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 17). Кроме того, предусматриваются возможности по предъявлению дополнительных требований о взыскании штрафа (ст. 13), о компенсации морального вреда (ст. 15), о взыскании неустойки (ст. 23).
С течением времени потребитель становится грамотнее и возрастает количество граждан, которые с помощью Закона № 2300-1, применяя различные хитрости, пытаются не только защитить свои права, но и укрепить свое материальное положение, то есть использовать Закон в своих недобросовестных целях.
Это направление деятельности граждан-потребителей получило название "потребительский экстремизм". Действующее законодательство не содержит такого понятия, но под потребительским экстремизмом можно понимать "попытку недобросовестного клиента, манипулируя юридическими нормами в корыстных целях, не защитить свои права, а получить определенную выгоду и доход". При этом имеются ввиду именно недобросовестные граждане, которые злоупотребляют своими правами, предусмотренными Законом № 2300-1. К юридическим лицам данное определение никак не относится.
Недобросовестный потребитель, который пытается применить Закон № 2300-1 для извлечения выгоды, естественно нарушает действующее гражданское законодательство, что дает предпринимателям основания для судебной борьбы с данной категорией граждан.

В первую очередь можно говорить о злоупотреблении правом. Так потребителю Законом № 2300-1 дана возможность предъявления требований различным лицам, то есть он (потребитель) может заявить, например, требование о возврате суммы, уплаченной за товар, сначала к продавцу, а потом к изготовителю товара, импортеру либо уполномоченной организации, и, к сожалению, правовых механизмов, которые бы позволили избежать таких действий со стороны потребителя на сегодняшний день нет.

Этому также способствует то, что в отличие от общего правила предъявления исков по месту нахождения ответчика, предусмотренного ст. 28 ГПК РФ, ст. 17 Закона № 2300-1 Дополнительные условия для злоупотребления создаются благодаря и тому, что потребителю предоставлено право выбора места предъявления иска. Таким образом, потребитель-экстремист получает возможность заявить два аналогичных иска в разные суды, при этом суды, вероятнее всего, не будут знать о наличии аналогичного дела либо о вынесенном в другом суде решении и проверить нахождение исков в разных судах очень сложно. Все это является злоупотреблением правом (ст. 10 ГК РФ) со стороны потребителя, которое все же можно избежать путем привлечения, в соответствии со ст. 43 ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, продавца, изготовителя товара, импортера либо уполномоченную организацию, к которым может быть впоследствии может быть предъявлено аналогичное требование.

Возможность предъявления требований к различным лицам, предусмотренная Законом № 2300-1, обеспечивает защиту нарушенных прав потребителей. Но при этом, чтобы избежать злоупотребления правом со стороны недобросовестного потребителя, лица, несущие ответственность по требованиям потребителя, в обязательном порядке должно установить, не было ли удовлетворено аналогичное требование за счет иных обязанных лиц.
  

Но, что, же делать предпринимателям и организациям, чья деятельность является добросовестной и правомерной? Юридическим лицам и предпринимателям следует помнить о соблюдении письменной формы договора с потребителем, что впоследствии позволит им защитить себя с большим успеха. Не стоит договариваться с клиентами устно, либо заключать типовой договор, который не учитывает специфику той или иной предпринимательской деятельности. Нужен всесторонне продуманный проект договора на выполнение работ (оказание услуг, продажу товаров и т.д.), разработанный специально для конкретного юридического лица либо предпринимателя.

Очень важно иметь письменные доказательства того, что тот или иной документ был получен потребителем, что можно обеспечить путем направления необходимых документов потребителю заказным письмом с уведомлением о вручении, либо составлять документы в двух экземплярах, и, вручая документ клиенту, просить его делать отметку на Вашем экземпляре о получении. Свой экземпляр документа с отметкой потребителя следует сохранять. Если же потребитель отказывается получить документ от предпринимателя, то остается вариант с письмом.

Так же можно посоветовать предпринимателям обращаться к услугам юриста до того как дело дойдет до суда, так как не редки случаи, когда при вступлении в дело квалифицированных юристов, коими являются сотрудники нашей фирмы, возможно разрешение спора в досудебном порядке, что позволяет избежать существенных затрат со стороны предпринимателя.

Но, тем не менее, помощь юриста важна и тогда, когда дело все-таки дошло до суда, так как это предполагает изучение документов и иной информации, необходимой для подготовки доказательственной базы для стороны в суде. С помощью грамотных юристов нашей фирмы возрастает шанс на принятие судом положительного решения.


 Скидки для постоянных клиентов
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты

2007-2023 ©ЛОГОС. Все права защищены.
Политика конфиденциальности
 Раскрытие информации



Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"»
Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892
Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич
Главный редактор: Осман Андрей Ильич
Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66
e-mail редации: law@logosinfo.ru