Регистрация   Вход        

Рус    Eng
Санкт-Петербург,
Лиговский пр., 23.

Пн-Пт: c 9.00-18.00 ч.;
Сб,Вc: выходные.
Контактный телефон

    
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты



1. Широкая специализация
2. Профессионализм и компетентность
3. Разумные цены
4. Стабильность
5. Удобное месторасположение


Не нашли, что искали?

НЕ НАШЛИ, ЧТО ИСКАЛИ?

Воспользуйтесь нашими системами поиска!
 
1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОИСКА.
Попробуйте прямо сейчас!
 
2. ИЛИ ИНТУИТИВНАЯ СИСТЕМА ПОИСКА.
 
Навигационная страница сайта юридической фирмы Логос


БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Материал подготовил юрист ЮФ"Логос"
Иванов Евгений
 Действующий в настоящее время Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает возможность признания несостоятельным (банкротом) физического лица, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя.
В частности, в п. 1 ст. 3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) установлены следующие признаки несостоятельности (банкротства) гражданина:
- неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
- неисполнение соответствующих обязательств и (или) обязанностей в течение 3 месяцев с момента, когда они должны были быть исполнены;
- превышение суммы обязательств стоимости принадлежащего должнику имущества.
Согласно п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 настоящего Федерального закона.
Между тем, реальное применение положений действующего Закона о банкротстве для проведения соответствующих процедур и признания несостоятельным гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, невозможно. Очевидно, что такие процедуры, ввиду специфики субъекта, требуют специальной регламентации, однако, такая регламентация в действующем законодательстве на сегодняшний день отсутствует.
Данная проблема представляется весьма актуальной сегодня, поскольку по оценкам Федеральной службы судебных приставов, в настоящее время число потенциальных физических лиц—банкротов превышает 2 миллиона.
Институт несостоятельности (банкротства) физического лица давно известен правопорядкам многих стран. Так, например, в Англии положения о банкротстве в современном смысле в качестве официальной процедуры сбора и реализации имущества должника для распределения полученных средств среди кредиторов, а также принцип пропорционального распределения активов между кредиторами впервые были введены статутом Генриха VIII в 1542 г. Исследователи указывают на то, что и древнейшие источники отечественного права, такие как Русская Правда, Псковская судная грамота, Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное уложение 1649 г., содержали в себе, хотя и бессистемно, нормы о банкротстве.
В частности Соборное уложение 1649 г. устанавливало очередность в удовлетворении требований кредиторов: в первую очередь удовлетворялись требования государства, затем - требования иностранцев и только после этого требования русских кредиторов.
Таким образом, возможность признания физического лица несостоятельным (банкротом) не является новеллой ни для российского, ни для зарубежного права.
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального собрания РФ находится Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» (Проект № 105976-6).
Данный проект был принят Государственной Думой в первом чтении в ноябре 2012 г.
Указанным законопроектом предлагается, в частности, установить своеобразный порог для обращения с заявлением о банкротстве гражданина: такое заявление может быть подано при условии, если требования к такому гражданину в совокупности составляют не менее чем пятьдесят тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 14 ст.1 Законопроекта).
Обязанность по обращению в суд возложена на должника-гражданина в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) денежных обязательств, иных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами.
Следует отметить, что в предлагаемой редакции законодатель использовал уже апробированную в действующем Законе о банкротстве формулу.
Схожие формулировки используются и в законодательстве зарубежных стран. Например, по законодательству Китая признаком несостоятельности является невозможность выполнить обязательства должником на сумму не менее чем 5 тыс. юаней, существующей в течение трех недель.
С другой стороны, во Франции одним из условий объявления должника несостоятельным является наличие нескольких кредиторов. Если же у должника оказывается один кредитор, то конкурсное производство не открывается, а принудительное взыскание осуществляется в рамках общего гражданского производства в исковом порядке.
Российский законодатель не предусматривает наличие нескольких кредиторов в качестве обязательного условия для признания гражданина несостоятельным. Как следует из приведенной выше формулировки Законопроекта, для этого достаточно и одного кредитора, если размер его требований соответствует установленному законом.
Законопроект предусматривает применение в деле о несостоятельности процедуры реструктуризации долгов, осуществляемой в соответствии с планом реструктуризации долгов, который сначала подлежит одобрению собранием кредиторов должника-гражданина, а затем должен быть утвержден судом.
Указанный план должен содержать положения о порядке и сроках погашения обязательств должника перед всеми кредиторами. При этом срок реализации такого плана, согласно Законопроекту, не должен превышать 5 лет. В случае, если такой план не представлен должником либо в его утверждении оказано, а равно, если такой план был утвержден, но впоследствии судом отменен, гражданин признается банкротом.
Признание гражданина банкротом влечет реализацию его имущества, «имеющегося на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и выявленное после даты принятия указанного решения», т.е. конкурсной массы, и удовлетворение требований кредиторов из суммы вырученных денежных средств.
При этом Законопроектом предусмотрено, что не подлежат включению в конкурсную массу:
жилое помещение, если для гражданина и (или) членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за определенными исключениями;
земельные участки, на которых расположено жилое помещение, являющееся для гражданина и (или) членов его семьи единственным пригодным для постоянного проживания, а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином предпринимательской деятельности;
денежные средства на общую сумму не более двадцати пяти тысяч рублей;
предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина, за исключением предметов, стоимость которых превышает десять тысяч рублей;
используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;
семена, необходимые для очередного посева;
продукты питания на общую сумму не более двадцати пяти тысяч рублей;
топливо, необходимое семье гражданина для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;
средства транспорта и другое необходимое гражданину в связи с его инвалидностью имущество;
вещи, являющиеся предметами обрядов и культов, общей стоимостью не более пятнадцати тысяч рублей;
медицинские препараты и оборудование, в соответствии с медицинскими показаниями необходимые гражданину и лицам, находящимся на его иждивении;
предметы бытовой техники общей стоимостью не более тридцати тысяч рублей;
призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин.
Согласно Законопроекту дело о банкротстве ведется гражданином-должником не самостоятельно – для этого судом назначается финансовый управляющий.
Законопроект предусматривает следующие последствия признания гражданина банкротом:
- такой гражданин обязан в течение 5 лет с момента признания человека банкротом указывать на свое банкротство при заключении кредитных договоров и договоров займа;
- в течение 5 лет такой гражданин не вправе обращаться с заявлением о собственном банкротстве;
- такой гражданин в течение 1 года с момента признания банкротом не может приобрести статус индивидуального предпринимателя.
Несмотря на то, что данный Законопроект, как указано выше, уже принят Государственной Думой в первом чтении, вокруг него развернулись серьёзные дискуссии, итогом которых может стать существенное изменение его положений.
В частности, предметом для обсуждения явился вопрос о том, к подведомственности каких судов должны быть отнесены дела о банкротстве граждан – арбитражных или судов общей юрисдикции.
В частности, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, отстаивая передачу этой категории дел системе арбитражных судов указал, что арбитражными судами наработан «огромный опыт, они изучили банкротство на примере гораздо более сложных и запутанных дел, у нас существует сложившаяся практика в решении самых сложных вопросов, возникающих при рассмотрении банкротных дел, есть специализированные составы…президиум ведет постоянную, целенаправленную и высокопрофессиональную работу по анализу судебной практики и выработке правовых позиций, в том числе и по вопросам банкротства».
Сторонники передачи дел о банкротстве граждан судам общей юрисдикции указывали, на гораздо большую доступность этих судов по сравнению с арбитражными судами, которые, как правило, находятся в областных центрах.
На сегодняшний день можно констатировать, что дела о банкротстве физлиц, по всей видимости, будут рассматривать именно суды общей юрисдикции.
16 апреля 2013 г. Пленумом Верховного Суда РФ принято Постановление № 12 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ».
Указанным Постановлением предполагается внести в Государственную Думу РФ проект изменений ГПК РФ, предполагающих включение в текст Кодекса норм о порядке рассмотрения судами дел о банкротстве физических лиц.
Внесенный Верховным Судом РФ Законопроект (№263730-6) предусматривает, в частности, необходимость подачи заявления о банкротстве в суд по месту жительства должника-гражданина.
Не исключено, что такие дела будут рассматриваться с участием прокурора.
Другие изменения могут коснуться суммы требований, необходимой для признания гражданина несостоятельным – её размер может быть увеличен до 300 000 рублей.
Рассмотрение Государственной Думой РФ Законопроекта № 105976-6 во втором чтении было запланировано на 03 июля 2013 г., однако, отложено на осеннюю сессию.
Несмотря на отсутствие определенности со сроками принятия этого закона, можно с уверенностью говорить, что в той или иной редакции он будет принять ввиду актуальности проблемы несостоятельности физических лиц для отечественного законодательства.
В связи с этим необходимо помнить, что правовые нормы, регулирующие процедуры банкротства продолжают оставаться одними из самых сложных.
В случае необходимости обратиться с соответствующим заявлением в суд, а также при угрозе такого обращения со стороны кредиторов, в первую очередь, целесообразно проконсультироваться с юристом.
ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ
 1. ПРЕТЕНЗИОННАЯ СТАДИЯ
- Сбор документов и их павовая оценка.
- Разработка решения вариантов вопроса в т.ч. путем мирного решения. Подробнее...


 2.  ПРЕДСУДЕБНАЯ СТАДИЯ
- Разработка проекта иска/отзыва на иск.
- Сбор и подготовка документов, обосновывающих выработанную правовую позицию.
- Подача иска в суд. Подробнее...


 3. ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ
- Проведение предварительного слушания.
- Оценка возражений противоположной стороны.
- Корректировка и уточнение сформированной позиции (при необходимости сбор дополнительных доказательств).
- Проведение основного слушания. Подробнее...


 4. АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ 
- Правовая оценка решения суда.
- Оценка жалобы противоположной стороны.
- Разработка проекта дела.
- Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.
- Проведениеслушания дела. Подробнее...


> 5. КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ 
- Правовая оценка решения суда.
-Оценка жалобы противоположной стороны.
- Разработка проекта дела.
- Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.
- Проведение слушания дела. Подробнее...


 6. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
- Возбуждение исполнительного производства.
- Участие в исполнительных действиях.
- Обеспечение исполнения решения суда. Подробнее...
  Смотри также:
вызскание долгов Взыскание долговВ условиях экономического кризиса особенно актуальной для многих организаций становится потребность вуслугах взыскания долгов
взыскание долга Защита от взыскания долговСуществуют различные методы, корректное использование которых позволит защититься от финансовых потерь. 
Специалисты ЮФ «Логос» имеют большой опыт по защите интересов как должников, так и кредиторов в делах по взысканию долга. 
взыскание долга одного из супругов Взыскание долга одного из супругов за счет общего имущества супруговДела о взыскании разнообразных долгов составляют одну из наиболее распространенных категорий дел, рассматриваемых как арбитражными судами, так и судами общей юрисдикции. Дела эти зачастую являются типовыми, и грамотная организация работы взыскивающей стороны позволяет добиться вынесения решения о взыскании за одно-два судебных заседания.
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты

2007-2017 ©ЛОГОС. Все права защищены.
Политика конфиденциальности

Видео ролик о возможностях сайта