Регистрация   Вход        

Рус    Eng
Санкт-Петербург,
Лиговский пр., 23.

Пн-Пт: c 9.00-18.00 ч.;
Сб,Вc: выходные.
Контактный телефон

    
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты



1. Широкая специализация
2. Профессионализм и компетентность
3. Разумные цены
4. Стабильность
5. Удобное месторасположение



СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СОБСТВЕННОСТЬ, АРЕНДУ, ПОСТОЯННОЕ БЕССРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ

Материал подготовил юрист ЮФ"Логос"
Блинов Артём
 К числу земельных относятся любые споры, предметом кото­рых является земельный участок либо права на него.
Из всего многооб­разия этих споров мы рассмотрим наиболее акту­альные и распространенные споры, связанные с предоставлением зе­мельных участков, приобретением их в собственность и правами граждан на земельные участки.
Данные споры можно разделить на две категории:
1) споры, связанные с бесплатным предоставлением земельных участков;
2)споры, связанные с возмездным (платным) предоставлением земельных участков.

Бесплатное предоставление земельных участков. Бесплатно земельные участки могут предоставляться гражданам только в случаях, преду­смотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъек­тов РФ, на основании решений исполнительных органов государ­ственной власти или органов местного самоуправления, обладаю­щих правом предоставления соответствующих земельных участков (ст. 28 Земельного кодекса РФ).
Земельный кодекс РФ предусматривает только два случая безвозмездной передачи в собственность граждан земельных участков. Во-первых, передача земельных участков, которые ранее были выделены гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного, наследуемого владения, т. е. речь идет о бесплатной приватизации. Во-вторых, передача земельных участков, выделяемых в порядке компенсации при изъятии у граждан земельных участков для госу­дарственных и муниципальных нужд (ст. 63 Земельного кодекса РФ).
Возмездное (платное) предоставление земельных участков. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного строительства садоводства, огородничества и других целей, не противоречащих законодательству, могут предоставляться гражданам в собствен­ность или в аренду. Причем по общему правилу выделение земельных участков, находящихся в государственной или муниципаль­ной собственности, осуществляется за плату.
Порядок пре­доставления за плату гражданам и организациям земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Федеральным зако­ном от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного само­управления.
Земельный кодекс РФ определяет следующие виды предоставления земельных участ­ков за плату из земель, находящихся в государственной или муниципаль­ной собственности:
1) для строительства (ст. 30 Земельного кодекса РФ);
2) в связи с за­ключением договора о развитии застроенной территории (п. 2.1. ст. 30 Земельного кодекса РФ);
3) для жилищного строительства (ст. 30.1 Земельного кодекса РФ);
4) для комплекс­ного освоения в целях жилищного строительства (ст. 30.2 Земельного кодекса РФ);
5) граж­данам для целей, не связанных со строительством (ст. 34 Земельного кодекса РФ).
Вопросы приобретения земель сельскохозяйственного назначения регулируются федеральными законами от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводче­ских, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяй­стве».
Кратко рассмотрим некоторые из видов предоставления земельных участков за плату.

1. Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или му­ниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- с предварительным согласованием места размещения объекта
- без предварительного согласования мес­та размещения объекта. Процесс формирования участков включает такие работы, как:

-подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;
-определение разрешенного использования земельного участка;
-определение технических условий подключения к сетям инже­нерно-технического обеспечения и платы за подключение к ним.

С завершением формирования земельного участка он ставится на государственный кадастровый учет в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 Земельного кодекса РФ.
В случае предоставления земельного участка с предваритель­ным согласованием места размещения объекта ему должен пред­шествовать выбор участка для строительства.

Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при:
- размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонирова­ния территорий);
- в случае предоставления земельных уча­стков для нужд сельскохозяйственного производства или из соста­ва земель лесного фонда;
- в случае предоставления земельных уча­стков гражданину для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства (п. 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект размещения границ земельного участка являются основанием для предоставления земельных участков для строи­тельства в аренду. Иных вариантов выделения земельных участков, кроме аренды, при указанном порядке предоставления закон не содержит.

Между тем споры, связанные с предоставлением земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или му­ниципальной собственности представляются сложными, в связи с тем, что истцам при обращении в суды необходимо правильно выбрать способ защиты своих прав в суде (при наличии недоработанности земельного законодательства сделать это без помощи квалифицированного специалиста очень непросто), точно определить круг обстоятельств, которые необходимо доказывать, представить большой пакет необходимых документов в обоснование своих требований, а зачастую получение таких документов в органах государственной власти требует времени и определенных денежных затрат (например: в случае непредоставления заявителем всего необходимого пакета документов, госорган может отказать в выдаче необходимого документа, госпошлина при этом не возвращается).

2. Выделение земельных участков для целей жилищного строительства и связанного с ним комплексного освоения территорий осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта исключительно на аукционах.

В двухнедельный срок со дня обращения гражданина либо юридического лица о предоставлении земельного участка испол­нительным органом государственной власти или местного само­управления должно быть принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка. Предметом аукциона может быть только сформированный земельный участок, прошедший государ­ственный кадастровый учет. По результатам аукциона, оформленным протоколом, заключается договор купли-продажи земельного участка либо права на заключение договора аренды такого земель­ного участка.
Исключение из этого правила сделано в отношении земельных участков при заключении договора о развитии застроенной терри­тории. На основании п. 2.1 ст. 30 Земельного кодекса РФ по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, земельный участок предостав­ляется ему бесплатно в собственность или в аренду.
Кроме этого, предоставление земельного участка в аренду гражданину для индивидуального строительства может осуществляться без проведения торгов в случае, предусмотренномЗемельного кодекса РФ. Этой нормой предусмотрено, что, если после подачи гражданином заявления о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления опубликовали сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого участка, и по истечении месяца со дня опубликования такого сообщения заявления не поступили, указанные органы власти принимают решение о предоставлении участка для жилищного строительства в аренду гражданину.

3. Возможность предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством, предусмотрена в Земельном кодексе РФ. При этом в самой статье не содержится конкретных указаний относительного того, что предоставление земельных участков для названных целей должно осуществляться с проведением торгов либо без них.
Согласно Земельному кодексу РФ органы государственной власти и местного самоуправления обязаны принять акт, предусматривающий процедуру и критерии предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, а также порядок рассмотрения полученных заявок и принятия решений. Так, в соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 447-113 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" предоставление земельных участков в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, осуществляется по результатам торгов на право заключения договоров аренды таких земельных участков, либо без проведения торгов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга. Данным законом в частности предусмотрено, что без проведения торгов земельные участки предоставляются в аренду гражданам для целей, не связанных со строительством, в случае использования ими земельных участков не в целях осуществления предпринимательской деятельности (п.1.ст. 4 Закона).

5. Отдельного внимания заслуживает вопрос предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По общему правилу такие земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах) (п.1 ст. 10 ФЗ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Однако есть исключения из этого правила: например, случай приобретения переданного в аренду гражданину или юридическому лицу земельного участка в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка (абз 2 п. 1. ст. 10 ФЗ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Кроме этого, торги не проводятся в случае передачи в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, если имеется только одно заявление о передаче таких земельных участков в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Также федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрены случаи приобретения в собственность некоторыми юридическими лицами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по льготным ценам без торгов.
Так, в соответствии с п. 7 ст. 10 данного федерального закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность с/х организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, по цене, установленной законом субъекта РФ в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. В связи с этим возникает немало споров, связанных с отказом органов местного самоуправления в предоставлении таким организациям данных земельных участков в собственность по льготным ценам. У нас имеется опыт ведения подобных дел, связанных с возникновением споров между организациями и Администрациями муниципальных районов по вышеназванным вопросам с достижением положительного результата для организаций.
Так, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2011 г. по делу № А56-26756/2011 признанно незаконным бездействие Администрации МО в отношении заявлений организации о предоставлении в собственность в соответствии с п. 7 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельного участка, суд обязал Администрацию заключить с организацией договор купли-продажи земельного участка по цене 15% от кадастровой стоимости земельного участка, не позднее одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Судом установлено, что Администрация в 1992 г. предоставила данный земельный участок площадью 15 соток на праве бессрочного (постоянного) пользования организации под сельскохозяйственное использование. В 2010 году данная организация, ведущая сельскохозяйственную деятельность, обратилась в Администрацию МО с заявлением о предоставлении вышеназванного участка в соответствии с правилами, установленными п. 7 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», однако Администрация МО не приняла никаких мер по заявлению организации, в связи с чем организация обратилась в суд с заявлением с вышеуказанными требованиями, которые суд удовлетворил.

Таким образом, проблем возникающих в сфере предоставления государственными органами и органами местного самоуправления земельных участков гражданам и организациям, на сегодняшний день очень много. Данные проблемы требуют очень тщательного подхода к их решению, поскольку споры, возникающие в этой сфере, являются очень специфичными ввиду недоработанности и наличия пробелов в действующем законодательстве РФ о земле, ввиду возникновения определенных сложностей в получении необходимых документов для обоснования своей позиции в суде. Поэтому грамотная и своевременная юридическая помощь в подобного рода делах является необходимой, поскольку только квалифицированные специалисты, отлично разбирающиеся в этих вопросах и знающие на них ответ, смогут определить верное направление для достижения поставленной Клиентом цели и успешно достигнуть данной цели, сэкономив Клиенту время, нервы и деньги.

ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ

 1. ПРЕТЕНЗИОННАЯ СТАДИЯ

- Сбор документов и их павовая оценка.
- Разработка решения вариантов вопроса в т.ч. путем мирного решения. Подробнее...



 2.  ПРЕДСУДЕБНАЯ СТАДИЯ
- Разработка проекта иска/отзыва на иск.
- Сбор и подготовка документов, обосновывающих выработанную правовую позицию.
- Подача иска в суд. Подробнее...


 3. ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ
- Проведение предварительного слушания.
- Оценка возражений противоположной стороны.
- Корректировка и уточнение сформированной позиции (при необходимости сбор дополнительных доказательств).
- Проведение основного слушания. Подробнее...


 4. АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ 
- Правовая оценка решения суда.
- Оценка жалобы противоположной стороны.
- Разработка проекта дела.
- Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.
- Проведениеслушания дела. Подробнее...


=""> 5. КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ
- Правовая оценка решения суда.
-Оценка жалобы противоположной стороны.
- Разработка проекта дела.
- Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.
- Проведение слушания дела. Подробнее...


 6. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
- Возбуждение исполнительного производства.
- Участие в исполнительных действиях.
- Обеспечение исполнения решения суда. Подробнее...
  Смотри также:
 Признание недействительным решения об изъятии земельного участка
Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка
 Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд
Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, в соответствии с законодательством, происходит путем выкупа.
 Споры о понуждении заключить договор купли-продажи или аренды земельного участка
Одной из наиболее распространенных категорий земельных споров в настоящее время являются споры, связанные с оформлением прав на земельные участки в порядке ст.36 3К.
 Приватизация земельных участков
Вопросы, связанные с приватизацией земельных участков, имеют значимость как для граждан, так и для юридических лиц
 Иск об установлении сервитута
В случае, если собственник земельного участка отказывается заключить договор об установлении сервитута или стороны не могут прийти к соглашению о его условиях
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты

2007-2017 ©ЛОГОС. Все права защищены.
Политика конфиденциальности



 Электронное периодическое издание интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"
 свидетельство о регистрации СМИ № ЭЛ №ФС77-38806
 Главный редактор: Осман Андрей Ильич