Регистрация   Вход        

Рус    Eng
Санкт-Петербург,
Лиговский пр., 23.

Пн-Пт: c 9.00-18.00 ч.;
Сб,Вc: выходные.
Контактный телефон

    
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты



1. Широкая специализация
2. Профессионализм и компетентность
3. Разумные цены
4. Стабильность
5. Удобное месторасположение


Не нашли, что искали?

НЕ НАШЛИ, ЧТО ИСКАЛИ?

Воспользуйтесь нашими системами поиска!
 
1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОИСКА.
Попробуйте прямо сейчас!
 
2. ИЛИ ИНТУИТИВНАЯ СИСТЕМА ПОИСКА.
 
Навигационная страница сайта юридической фирмы Логос


СПОРЫ МЕЖДУ АВТОШКОЛАМИ И ГИБДД

Материал подготовил юрист ЮФ"Логос"
Иванов Евгений
споры между автошколами и гибддАвтошколы и подразделения ГИБДД взаимодействуют между собой по вопросам подготовки граждан к сдаче квалификационного экзамена на право управления транспортным средством. В процессе взаимодействия нередко возникают спорные ситуации, связанные, например, с тем, что ГИБДД пытается так или иначе ограничивать количество учащихся в автошколе либо число сдающих экзамен в составе группы от одной автошколы.  

Подобные ограничения могут обосновываться, например, тем, что рассчитанный сотрудниками ГИБДД предельный контингент учащихся, в соответствии с государственной программой подготовки водителей соответствующей категории и наличием  учебной базы конкретной автошколы (недостаточное количество инструкторов по практическому вождению, недостаток автодромов) исчерпан. Следует рассмотреть вопрос о том, правомерны ли подобные действия ГИБДД и могут ли они быть оспорены автошколой в судебном порядке.

Нормативными актами, регулирующими правоотношения, возникающие по поводу сдачи квалификационного экзамена на право управления транспортными средствами, в первую очередь, Инструкцией о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденную Приказом МВД РФ от 20 июля 2000 г. № 782 «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396» (далее – Инструкция) и Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (далее – Положение о ГИБДД), не предусмотрены полномочия МРЭО ГИБДД по установлению предельного контингента обучающихся для автошкол.


В соответствии с п. 68 Инструкции, с целью упорядочения приема экзаменов и проведения предварительных проверок сведений о кандидатах в водители, предусмотренных пунктами 7 - 9 Инструкции, образовательные учреждения не менее чем за 30 дней до окончания обучения могут направлять в Государственную инспекцию списки обучающихся каждой учебной группы и заявку о приеме экзаменов с указанием даты окончания обучения. Государственная инспекция ведет учет поступивших списков обучающихся учебных групп.

Из буквального толкования данного положения Инструкции следует, что,
во-первых, направление списков обучающихся является правом, а не обязанностью автошколы, т.е. автошкола может такие списки направлять, а может и не направлять;
во-вторых, составление и направление в ГИБДД подобных списков направлено на сокращение сроков рассмотрения заявлений обучающихся в автошколе о допуске к экзамену за счет проведения ГИБДД предварительных проверок сведений о кандидатах в водители.

Возможность отказа в «регистрации» учебных групп не предусмотрена. Кроме того, необходимо отметить следующее: согласно п. 69-71 Инструкции, итоги экзаменов учебной группы анализируются отдельно по уровню теоретических знаний и по навыкам практического вождения транспортных средств с целью выявления причин слабой теоретической или практической подготовки обучающихся. В случае выявления несоблюдения установленных требований к подготовке участников дорожного движения руководству образовательного учреждения направляется предписание для принятия необходимых мер.

Если образовательное учреждение не реагирует на предписания Государственной инспекции, информация об этом
направляется в вышестоящую в порядке подчиненности организацию (при ее наличии), а также в орган, выдавший лицензию на право ведения соответствующей образовательной деятельности.

Таким образом, на ГИБДД возложена обязанность контроля за соблюдением установленных требований к подготовке участников дорожного движения путем мониторинга итогов экзаменов учебных групп автошкол. Очевидно, что отказ в «регистрации» учебных групп не только выходит за пределы компетенции ГИБДД, но и существенно усложняет выполнение указанной задачи, поскольку в случае отсутствия заблаговременно представленных сведений о составе группы, ГИБДД будет вынуждена самостоятельно выделять учеников конкретной автошколы из общей массы экзаменуемых, для того, чтобы проанализировать степень их подготовки.

Кроме того, такой отказ нарушает права кандидатов в водители, поскольку создает опасность того, что поданные ими заявления о допуске к экзамену будут рассматриваться значительно дольше, чем если бы необходимые проверки были проведены заблаговременно.

Устный отказ со стороны ГИБДД не влечет возникновения, изменения или прекращения каких-либо прав и обязанностей у кандидатов в водители, автошколы или ГИБДД и не является основанием для обжалования действий ГИБДД. С целью внесения ясности целесообразно в установленные п. 68 Инструкции сроки (не менее, чем за 30 дней до окончания обучения) направить списки обучающихся каждой учебной группы и заявку о приеме экзаменов с указанием даты окончания обучения в адрес ГИБДД почтой с описью вложения и уведомлением о вручении.
Автошколе при этом необходимо учитывать следующее. Автошкола при сдаче экзаменов не несет никаких обязанностей, поскольку экзамен сдается каждым конкретным кандидатом в водители отдельно, а не учебной группой. Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденными Постановлением Правительства от 15 декабря 1999 г. № 1396 и Инструкцией предусмотрена только процедура индивидуального обращения лиц, претендующих на получение права управления транспортным средством. Т.е. автошкола не является посредником между ГИБДД и кандидатами в водители при сдаче экзаменов.

Исходя из этого, отказ в «регистрации» учебных групп, ограничение числа дней приема экзаменов иные подобные действия со стороны ГИБДД нарушают права кандидатов в водители, но не автошколы.
В связи с этим, обращение в суд с требованиями о признании незаконными подобных действий и решений органов ГИБДД от имени автошколы представляется бесперспективным.

Нельзя утверждать, что по данному вопросу существует сложившаяся судебная практика, поскольку разъяснения высших судов (Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ) на этот счет отсутствуют. Между тем, заслуживает внимания позиция Федерального арбитражного суда Дальневосточного округ, высказанная в Постановлении от 22 июля 2011 г. № Ф03-2747/2011.
Предметом рассмотрения в рамках данного дела явились действия ГИБДД, выразившиеся в установлении графика приема экзаменов на право управления транспортными средствами, согласно которому для всех автошкол определено три экзаменационных дня, количество учащихся, сдающих экзамен, сокращено вдвое, предельная численность экзаменуемых ограничена до 25 человек на одну автошколу в месяц.

Вынося данное Постановление, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, указал, в частности, что

· установление графика приема квалификационных экзаменов с указанием определенного числа экзаменуемых не свидетельствует об ограничении ГИБДД допуска к сдаче экзаменов всех учащихся, прошедших обучение, и не препятствует подаче образовательными учреждениями заявки о приеме экзаменов с указанием даты окончания обучения. Принятие такой заявки обеспечивается Государственной инспекцией без каких-либо ограничений по количеству экзаменуемых. При этом ГИБДД в соответствии с нормами действующего законодательства осуществляет прием квалификационных экзаменов у граждан в порядке и сроки, предусмотренные Инструкцией.

· Инструкция о порядке и организации работы по приему квалификационных экзаменов в установленные сроки и порядке регулирует отношения органов ГИБДД и граждан, претендующих на сдачу квалификационного экзамена, но не образовательных учреждений

· обе судебные инстанции [1] пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях ГИБДД по упорядочению сдачи гражданами экзаменов путем определения количества экзаменуемых и определения дней проведения экзаменов признаков необоснованного препятствования осуществлению деятельности образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и переподготовку водителей транспортных средств.

Отказ ГИБДД в допуске граждан к экзамену на право управления транспортным средством со ссылкой на превышение установленного для конкретной автошколы требования предельного контингента обучающихся, при этом может быть оспорен силами самих кандидатов в водители, как вышестоящему должностному лицу ГИБДД, так и в суд в порядке, предусмотренном ГПК РФ.

[1] Имеются в виду арбитражные суды первой и апелляционной инстанций.
ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ

 1. ПРЕТЕНЗИОННАЯ СТАДИЯ

- Сбор документов и их павовая оценка.
- Разработка решения вариантов вопроса в т.ч. путем мирного решения. Подробнее...



 2.  ПРЕДСУДЕБНАЯ СТАДИЯ
- Разработка проекта иска/отзыва на иск.
- Сбор и подготовка документов, обосновывающих выработанную правовую позицию.
- Подача иска в суд. Подробнее...


 3. ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ
- Проведение предварительного слушания.
- Оценка возражений противоположной стороны.
- Корректировка и уточнение сформированной позиции (при необходимости сбор дополнительных доказательств).
- Проведение основного слушания. Подробнее...


 4. АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ 
- Правовая оценка решения суда.
- Оценка жалобы противоположной стороны.
- Разработка проекта дела.
- Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.
- Проведениеслушания дела. Подробнее...


=""> 5. КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ 
- Правовая оценка решения суда.
-Оценка жалобы противоположной стороны.
- Разработка проекта дела.
- Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.
- Проведение слушания дела. Подробнее...


 6. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
- Возбуждение исполнительного производства.
- Участие в исполнительных действиях.
- Обеспечение исполнения решения суда. Подробнее...
  Смотри также:
 Оспаривание постановлений о привлечении к административной ответственности
Защита интересов лица, в отношении которого принято решение о привлечении к  ответственности, представляет собой весьма непростую задачу. Даже по делам связанным с такой, казалось бы, простой ситуацией, как уборка снега на прилегающей территории, существует необходимость решить целый комплекс проблем.
 Дела о привлечении к административной ответственности
Собственность есть один из тех краеугольных камней, на которых строится все человеческое общество. Все мы являемся собственниками какого-либо имущества
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты

2007-2017 ©ЛОГОС. Все права защищены.
Политика конфиденциальности

Видео ролик о возможностях сайта