ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 14.8 КОАП РФ
Материал подготовил юрист ЮФ"Логос" Иванов Евгений
Ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. При этом ущемляющими интересы потребителя могут быть признаны и вполне безобидные на первый взгляд условия тех или иных договоров. В частности распространенное для договоров между операторами мобильной связи и пользователями мобильных телефонов условие о том, что абонент вправе проинформировать оператора об одностороннем расторжении договора посредством, в том числе, не использования абонентом платных услуг или нахождения баланса лицевого счета абонента ниже или равным порогу отключения в течение определенного периода времени, что также будет являться подтверждением со стороны абонента желания расторгнуть договор в одностороннем порядке с даты истечения такого срока. Органы Роспотребнадзора, к компетенции которого относится рассмотрение дела об административных правонарушениях предусмотренных ч.2 ст.14.8 КоАП РФ, расценивают такие условия как ущемляющие прав потребителей, ссылаясь на то что они предоставляют оператору сотовой связи право расторгнуть договор и в том случае, когда абонент пользуется мобильной связью, но не использует платные услуги, т.е. например, звонит и не дозванивается. Подобные условия, по мнению органов Роспотребнадзора, не учитывают также случаев использования абонентов тех бесплатных услуг связи, которые предоставляются оператором в обязательном порядке, т.е., в первую очередь, возможность бесплатного вызова экстренных служб. Анализируя данную позицию с точки зрения защиты интересов оператора, целесообразно обратить внимание на следующее: В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ. Согласно ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В силу ч. 1 ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. В соответствии с ч. 3 той же статьи ГК РФ, в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
<Толкование приведенных норм в их совокупности позволяет прийти к выводу о том, что односторонний отказ от исполнения договора возможен, в том числе в рамках правоотношений с участием гражданина-потребителя, если возможность такого отказа предусмотрена законом или договором. Пункт 1 ст. 44 Федерального закона от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи), предусматривает, что на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Изложенное позволяет утверждать, что договор, на основании которого оказываются услуги подвижной связи, представляет собой разновидность договора возмездного оказания услуг, однако, регулируется не только нормами гражданского законодательства, но и правилами оказания услуг связи. Правила, установленные ст. 431 ГК РФ предписывают при толковании условий договора принимать во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Рассмотрим условие договора между абонентом и оператором со следующей формулировкой: «абонент вправе проинформировать оператора об одностороннем расторжении договора посредством, в том числе, не использования абонентом платных услуг или нахождения баланса лицевого счета абонента ниже или равным порогу отключения в течение определенного периода времени, что также будет являться подтверждением со стороны абонента желания расторгнуть договор в одностороннем порядке с даты истечения такого срока». Буквальное толкование данного условия свидетельствует о том, что данным пунктом устанавливается форма реализации абонентом-потребителем права на односторонний отказ от исполнения договора, в то время как само по себе такое право предусмотрено ч. 1 ст. 782 ГК РФ и п. 46 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. № 328 (далее – Правила оказания услуг подвижной связи). Более такое условие может быть лишь один из способов отказа абонента-потребителя от договор, наряду, например, с правом абонента-потребителя в одностороннем порядке расторгнуть договор либо отказаться от выполнения условий договора в части использования одного или более абонентских номеров посредством направления оператору заявления в письменной форме об одностороннем расторжении договора либо об отказе от выполнения условий договора в части использования одного или более абонентских номеров, указанных в договоре.
При таких обстоятельствах очевидно, что условие с подобной формулировкой не является мерой ответственности абонента-потребителя за неисполнение условий договора, а равно не ограничивает абонента-потребителя в выборе формы изъявления отказа от договора. Кроме того, предметом взаимоотношений между оператором и абонентом-потребителем, как указано выше, является оказание услуг связи на возмездной основе. Предоставление оператором бесплатно услуги по вызову экстренных оперативных служб является своего рода гарантией для абонентов, поскольку соответствующая обязанность возложена на операторов связи п. 9 Правил оказания услуг подвижной связи. Перечень иных услуг, оказываемых оператором связи бесплатно, предусмотрен п. 12 Правил предоставления услуг подвижной связи. В данный перечень входят: - выдача информации о тарифах на услуги, о зоне обслуживания сети подвижной связи; - выдача информации абоненту о состоянии его лицевого счета и о задолженности по оплате услуг подвижной связи; - прием информации от абонента о технических неисправностях, препятствующих пользованию услугами подвижной связи. Данный перечень является исчерпывающим. Очевидно, что перечисленные услуги носят вспомогательный характер. Таким образом, услуги, оказываемые оператором своим абонентам бесплатно, носят вторичный характер и в большинстве своем производны от услуг, оказываемых на возмездной основе. Иное противоречило бы цели осуществляемой операторами предпринимательской деятельности, т.е. цели извлечения прибыли. Что касается случаев, когда абонент выражает намерение воспользоваться платными услугами, однако, фактически такие услуги не оказываются, ввиду неответа вызываемого абонента, то следует принять во внимание, что, согласно приведенной выше спорной формулировке, о намерении абонента расторгнуть договор свидетельствует неиспользование им платных услуг, предоставляемых Обществом, в течение определенного периода времени (зачастую – не менее 90 дней). Очевидно, что существующая практика использования услуг подвижной связи, в частности, частота пользования таким услугами, позволяет утверждать, что неиспользование указанных услуг в течение 90 календарных дней однозначно свидетельствует об отказе абонента от дальнейшего их использования, а, следовательно – об отказе абонента от договора. Таким образом, наличие столь длительного срока представляет собой дополнительный способ защиты абонента от неверного истолкования Обществом его намерений отказаться от договора. Приведенный пример свидетельствует о необходимости серьезной работы по подготовке договоров сторонами, которых могут стать граждане-потребители. Поскольку ошибки при формулировании тех или иных условий подобных договоров, могут стать причиной негативных последствий для предприятия к такой работе разумно привлечь профессионального юриста, имеющего соответствующий опыт.
ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ
1. ПРЕТЕНЗИОННАЯ СТАДИЯ - Сбор документов и их павовая оценка. - Разработка решения вариантов вопроса в т.ч. путем мирного решения. Подробнее...
На этой стадии выясняется правовое содержание тех конфликтов, задач или проблем, которые привели или могут привести клиента в суд, а также разрабатываются различные способы их решения. Прежде всего, мирным путем (если это возможно), путем переговоров и поиска компромисса.
2. ПРЕДСУДЕБНАЯ СТАДИЯ - Разработка проекта иска/отзыва на иск. - Сбор и подготовка документов, обосновывающих выработанную правовую позицию. - Подача иска в суд. Подробнее...
Предполагает разработку концепции защиты интересов клиента и сбор всех необходимых доказательств. На этой стадии юристами фирмы разрабатывается главный документ, который во многом будет определять судьбу дела в первой инстанции - проект дела, в котором юристами делается по возможности полный и всесторонний анализ наиболее эффективных способов защиты интересов клиента. По наиболее важным делам проект дела обсуждается коллегиально всеми ведущими юристами компании. На основании проекта дела готовится исковое заявление.
3. ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ - Проведение предварительного слушания. - Оценка возражений противоположной стороны. - Корректировка и уточнение сформированной позиции (при необходимости сбор дополнительных доказательств). - Проведение основного слушания. Подробнее...
Работа в суде первой инстанции очень важна, т.к. она закладывает фундамент всего процесса, потому что в других инстанциях (а серьезные процессы проходят, как правило, через несколько инстанций) будет рассматриваться и переоцениваться работа, выполненная в первой инстанции арбитражного процесса. Эта работа предполагает выдвижение и обоснование своей правовой позиции, знакомство с правовой позицией оппонентов, разработка и донесение до суда контраргументации. Юрист нашей фирмы после каждого заседания готовит отчет о проведенном процессе, который, как правило, подробно обсуждается и анализируется для выработки наиболее выигрышной правовой позиции.
4. АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ - Правовая оценка решения суда. - Оценка жалобы противоположной стороны. - Разработка проекта дела. - Подготовка жалобы/отзыва на жалобу. - Проведениеслушания дела. Подробнее...
Работа в суде апелляционной инстанции проверяется уже вынесенное решение суда первой инстанции. Стадия апелляционной инстанции очень важна, т.к. Постановление апелляционной инстанции вступает в силу немедленно и подлежит принудительному исполнению через службу судебных приставов. Апелляционная инстанция заседает в составе 3-х судей, а не одного, как в суде первой инстанции, выносит решение коллегиально; по ряду вопросов может иметь свою собственную правовую позицию. Поэтому на этом этапе очень важно хорошо подготовиться к делу и суметь отстоять уже принятое в пользу клиента положительно решение или добиться изменения отрицательного решения
5.КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ - Правовая оценка решения суда. -Оценка жалобы противоположной стороны. - Разработка проекта дела. - Подготовка жалобы/отзыва на жалобу. - Проведение слушания дела. Подробнее...
Эта инстанция ставит в деле фактическую точку, которая впоследствии лишь теоретически может быть изменена Вышестоящим судом. На практике, дальше Кассационной инстанции дело уже не пойдет. Часто случается, что Кассационная инстанция изменяет решение, принятое ранее судами других инстанций, устраняя различные судебные ошибки, т.к. в Кассационной инстанции дело изучается наиболее внимательно и беспристрастно. Поэтому, чтобы отстоять достигнутое решение или добиться перелома в деле, очень важно суметь грамотно и четко донести до суда свою позицию, которая, безусловно, должна быть созвучна с судебной практикой Кассационной инстанции по аналогичным делам. На стадии Апелляционного и Кассационного рассмотрения дела решающим фактором становится опыт юристов и хорошее знание судебной практики Высшего Арбитражного суда, данного суда, и зачастую также участвующих в деле судей
6. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - Возбуждение исполнительного производства. - Участие в исполнительных действиях. - Обеспечение исполнения решения суда. Подробнее...
Завершающая стадия процесса, когда уже решение принято и, казалось бы, вся борьба позади, на самом деле является самой трудной и непредсказуемой. В исполнительном производстве совершается больше всего ошибок, в исполнительном производстве больше всего субъективизма, порой оказываются самые длинные сроки. Часто внутри стадии исполнительного производства возникают самостоятельные процессы: например, обжалование действий или бездействий судебного пристава-исполнителя. Эта стадия требует от юриста особенных качеств: настойчивости и обаяния, умения разговаривать с людьми и хорошего знания всех тонкостей и нюансов исполнительного производства.
Смотри также:
О некоторых особенностях обжалования в судебном порядке отказов Росреестра Механизм защитыправ собственника для подобных случаев предусмотрен упомянутым Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и заключается он вобжаловании отказа регистрирующего органа через суд.
Защита интересов лица, в отношении которого принято решение о привлечении к ответственности, представляет собой весьма непростую задачу. Даже по делам связанным с такой, казалось бы, простой ситуацией, как уборка снега на прилегающей территории, существует необходимость решить целый комплекс проблем.
Электронное периодическое издание интернет-сайт Юридической фирмы "Логос" свидетельство о регистрации СМИ № ЭЛ №ФС77-38806 Главный редактор: Осман Андрей Ильич