Материал подготовил юрист ЮФ"Логос" Золотухина Ольга
1. При налоговой проверке контрагентов налоговая инспекция по поручению об истребовании документов направила организации требование, в котором указаны документы, касающиеся не только отношений с проверяемыми контрагентами (покупателями), но и отношений с контрагентами-поставщиками. Правомерны ли такие требования инспекции о представлении документов? В соответствии с п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. Учитывая арбитражную практику, налоговый орган вправе предъявить требование о представлении документов, касающихся деятельности контрагентов - поставщиков организации, при налоговой проверке контрагентов - ее покупателей.
2. Организация отказалась представить по требованию налогового органа документы, связанные с деятельностью ее контрагента, в отношении которого ведется налоговая проверка. Каковы будут санкции? Налоговый орган вправе истребовать документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, у его контрагентов и иных лиц (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). В связи с внесением изменений в ст. 93.1 НК РФ с 1 января 2014 г. за отказ в представлении налоговому органу имеющихся документов штраф будет взыскиваться по п. 2 ст. 126 НК РФ в размере 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ, пп. "б" п. 29 ст. 1, п. 3 ст. 6 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").
3. ООО планирует заключить сделку с контрагентом, с которым ранее не состояло в договорных отношениях. Во избежание возможных финансовых рисков, а также в целях осуществления действий с должной осмотрительностью и осторожностью ООО намерено направить в налоговый орган по месту нахождения контрагента запрос о предоставлении информации об исполнении контрагентом налоговых обязанностей или о нарушении им законодательства о налогах и сборах. Является ли указанная информация налоговой тайной? Поскольку неуплата налогов и сборов в установленный Налоговым кодексом РФ срок является нарушением законодательства о налогах и сборах, сведения о таком нарушении налоговую тайну не составляют на основании пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ. Как разъяснено Минфином России (Письмо от 04.06.2012 N 03-02-07/1-134), информация, которую налоговые органы обязаны бесплатно предоставлять налогоплательщикам, необходимая для исполнения их обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, указана в пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ. В НК РФ не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами налогоплательщиков обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства о налогах и сборах. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. За неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ, ст. 122 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафных санкций. Таким образом, неуплата налогов и сборов в установленный НК РФ срок является нарушением законодательства о налогах и сборах. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах налоговую тайну не составляют. Более того, в Определении ВАС РФ от 01.12.2010 N ВАС-16124/10 и в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 16.07.2010 N А27-25724/2009 и ФАС Уральского округа от 01.09.2010 N Ф09-6957/10-С3 указано, что запрашиваемая информация об исполнении контрагентом обязательств по уплате налогов налоговой тайной не является, поскольку данные сведения необходимы налогоплательщику для проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.
4. При выборе поставщиков организации для снижения предпринимательских и налоговых рисков необходимо проявлять должную осмотрительность, в том числе нужно удостовериться в полномочиях лица, заключающего договор. В каком федеральном органе, в какой срок и в какой форме организация может получить сведения из реестра дисквалифицированных лиц о руководителе поставщика для проявления должной осмотрительности? Для снижения предпринимательских и налоговых рисков необходимо в том числе проверить полномочия на подписание договора контрагентом для проявления должной осмотрительности. В налоговом органе в пятидневный срок может быть получена информация из реестра дисквалифицированных лиц о руководителе своего поставщика в виде выписки, справки или информационного письма. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2005 N 483 "Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц" на ФНС России возложены обязанности по формированию и ведению данного реестра. Пунктом 7 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 805, установлен пятидневный срок предоставления информации. Согласно п. 5 данного Положения уполномоченным органом устанавливаются форма выписки из реестра и порядок ее представления. Пунктом 3 Порядка предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц, утвержденного Приказом ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/141@, предусмотрено, что сведения представляются в виде выписки, а если информация отсутствует по данному лицу - в виде справки, и если невозможно однозначно определить запрашиваемое лицо - в виде информационного письма.
ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ
1. ПРЕТЕНЗИОННАЯ СТАДИЯ - Сбор документов и их павовая оценка. - Разработка решения вариантов вопроса в т.ч. путем мирного решения. Подробнее...
На этой стадии выясняется правовое содержание тех конфликтов, задач или проблем, которые привели или могут привести клиента в суд, а также разрабатываются различные способы их решения. Прежде всего, мирным путем (если это возможно), путем переговоров и поиска компромисса.
2. ПРЕДСУДЕБНАЯ СТАДИЯ - Разработка проекта иска/отзыва на иск. - Сбор и подготовка документов, обосновывающих выработанную правовую позицию. - Подача иска в суд. Подробнее...
Предполагает разработку концепции защиты интересов клиента и сбор всех необходимых доказательств. На этой стадии юристами фирмы разрабатывается главный документ, который во многом будет определять судьбу дела в первой инстанции - проект дела, в котором юристами делается по возможности полный и всесторонний анализ наиболее эффективных способов защиты интересов клиента. По наиболее важным делам проект дела обсуждается коллегиально всеми ведущими юристами компании. На основании проекта дела готовится исковое заявление.
3. ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ - Проведение предварительного слушания. - Оценка возражений противоположной стороны. - Корректировка и уточнение сформированной позиции (при необходимости сбор дополнительных доказательств). - Проведение основного слушания. Подробнее...
Работа в суде первой инстанции очень важна, т.к. она закладывает фундамент всего процесса, потому что в других инстанциях (а серьезные процессы проходят, как правило, через несколько инстанций) будет рассматриваться и переоцениваться работа, выполненная в первой инстанции арбитражного процесса. Эта работа предполагает выдвижение и обоснование своей правовой позиции, знакомство с правовой позицией оппонентов, разработка и донесение до суда контраргументации. Юрист нашей фирмы после каждого заседания готовит отчет о проведенном процессе, который, как правило, подробно обсуждается и анализируется для выработки наиболее выигрышной правовой позиции.
4. АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ - Правовая оценка решения суда. - Оценка жалобы противоположной стороны. - Разработка проекта дела. - Подготовка жалобы/отзыва на жалобу. - Проведениеслушания дела. Подробнее...
Работа в суде апелляционной инстанции проверяется уже вынесенное решение суда первой инстанции. Стадия апелляционной инстанции очень важна, т.к. Постановление апелляционной инстанции вступает в силу немедленно и подлежит принудительному исполнению через службу судебных приставов. Апелляционная инстанция заседает в составе 3-х судей, а не одного, как в суде первой инстанции, выносит решение коллегиально; по ряду вопросов может иметь свою собственную правовую позицию. Поэтому на этом этапе очень важно хорошо подготовиться к делу и суметь отстоять уже принятое в пользу клиента положительно решение или добиться изменения отрицательного решения
>5.КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ - Правовая оценка решения суда. -Оценка жалобы противоположной стороны. - Разработка проекта дела. - Подготовка жалобы/отзыва на жалобу. - Проведение слушания дела. Подробнее...
Эта инстанция ставит в деле фактическую точку, которая впоследствии лишь теоретически может быть изменена Вышестоящим судом. На практике, дальше Кассационной инстанции дело уже не пойдет. Часто случается, что Кассационная инстанция изменяет решение, принятое ранее судами других инстанций, устраняя различные судебные ошибки, т.к. в Кассационной инстанции дело изучается наиболее внимательно и беспристрастно. Поэтому, чтобы отстоять достигнутое решение или добиться перелома в деле, очень важно суметь грамотно и четко донести до суда свою позицию, которая, безусловно, должна быть созвучна с судебной практикой Кассационной инстанции по аналогичным делам. На стадии Апелляционного и Кассационного рассмотрения дела решающим фактором становится опыт юристов и хорошее знание судебной практики Высшего Арбитражного суда, данного суда, и зачастую также участвующих в деле судей
6. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - Возбуждение исполнительного производства. - Участие в исполнительных действиях. - Обеспечение исполнения решения суда. Подробнее...
Завершающая стадия процесса, когда уже решение принято и, казалось бы, вся борьба позади, на самом деле является самой трудной и непредсказуемой. В исполнительном производстве совершается больше всего ошибок, в исполнительном производстве больше всего субъективизма, порой оказываются самые длинные сроки. Часто внутри стадии исполнительного производства возникают самостоятельные процессы: например, обжалование действий или бездействий судебного пристава-исполнителя. Эта стадия требует от юриста особенных качеств: настойчивости и обаяния, умения разговаривать с людьми и хорошего знания всех тонкостей и нюансов исполнительного производства.
Как оспорить выводы налоговой инспекции, основанные на протоколе осмотра В ходе поверок по НДС, в том числе в ходе камеральной налоговой проверки по НДС либо в ходе выездной налоговой проверки по разным налогам, включая НДС, зачастую проводят осмотр складского помещения, используемого налогоплательщиком для хранения товаров.
Защита налогоплательщика на стадии проведения проверки /камеральной или выездной/ Защита налогоплательщика на стадии проведения налоговой проверки, как форма досудебного урегулирования налогового спора, включает в себя подготовку и подачу возражений на акт налоговой проверки, участие в рассмотрении материалов налоговой проверки
Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"» Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892 Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич Главный редактор: Осман Андрей Ильич Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66 e-mail редации: law@logosinfo.ru