Регистрация   Вход        

Рус    Eng
Санкт-Петербург,
Лиговский пр., 23.

Пн-Пт: c 9.00-18.00 ч.;
Сб,Вc: выходные.
Контактный телефон

    
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты



1. Широкая специализация
2. Профессионализм и компетентность
3. Разумные цены
4. Стабильность
5. Удобное месторасположение



ПРЕТЕНЗИИ К ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ПЕРЕВОЗЧИКУ

Материал подготовил юрист ЮФ"Логос"
Кузыченко Инна
 На сегодняшний день обслуживание железнодорожным транспортом не является безупречным, и зачастую, как грузоотправители, так и грузополучатели сталкиваются с проблемами просрочки доставки груза, повреждения груза в пути следования, вынужденного простоя вагонов и т.д.
Разумеется, данные ситуации нередки и в перевозках другим транспортом, однако при разрешении споров по осуществлению железнодорожных перевозок стоит иметь ввиду особенности, обусловленные нормами Устава железнодорожного транспорта и иных внутриведомственных актов.
В соответствии с ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
Итак, обратимся к порядку предъявления претензий к перевозчику.
Во-первых, стоит сказать об участниках, имеющих право на предъявление претензий по перевозке груза или багажа. Это грузополучатель и грузоотправитель.
Они вправе предъявить претензию в следующих случаях:
1. утраты, недостачи, повреждения или порчи груза;
2. просрочки доставки или задержки выдачи груза;
3. возврата провозной платы;
4. возврата платы за время нахождения цистерн, бункерных полувагонов под очисткой;
5. взыскания штрафов или возмещения затрат, возникших из-за подачи под погрузку неочищенных вагонов или контейнеров без согласия их владельцев;
6. взыскания штрафа и возмещения убытков, понесенных из-за повреждения или утраты перевозчиком вагонов, контейнеров или их деталей, на которые имел право грузоотправитель или грузополучатель и т.д. (более подробно об этом установлено в ст. 120 УЖТ.)
Во-вторых, особо стоит обратить внимание на правильность выбора адресата претензии, а именно подразделение компании железнодорожного перевозчика.
Согласно ст.120 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее – Устав) до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.
При этом, под понятием «перевозчик» в Уставе понимается юридическое лицо, принявшее на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить вверенный им отправителем груз из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз управомоченному на его получение лицу (получателю).
В рамках предоставленных полномочий Приказом Министра путей сообщения 18.06.2003 №42 утверждены Правила предъявления и рассмотрения претензий (далее – Правила № 42), возникших в связи с осуществлением перевозок грузов», которые сами по себе также не устанавливают специальных правил предъявления претензий, однако отсылают к перечню подразделений перевозчика, в функциональные обязанности которых входит их рассмотрение. Такой перечень утвержден приказом президента ОАО «РЖД» от 06.06.2005 №84 "Об утверждении перечня подразделений ОАО "РЖД" (далее – Перечень № 84).
Сразу необходимо отметить, что данный Перечень № 84 не отвечает признакам нормативно-правового акта: в Министерстве юстиции не зарегистрирован, официально, утвержден президентом ОАО «РЖД», которые не уполномочен издавать нормативно-правовые акты.
Кроме того, Правила № 42 обязывают перевозчика доводить данный перечень до сведения лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
В судебной практике существуют разные позиции по вопросу о том, кому должна быть направлена претензия: перевозчику, с которым имели место договорные отношения, или указанному в Перечне подразделению, при том, что Перечень № 84 не является нормативно-правовым актом, обязательным к соблюдению и в установленном порядке заявитель с ним не был ознакомлен.
С одной стороны, суды считают претензионный порядок соблюденным и рассматривают по существу исковые заявления, предъявленные к подразделениям ОАО «РЖД», указанным перевозчиками.
С другой стороны, существуют примеры, когда судом признается, что направление претензии без соблюдением указанных в Перечне требований является нарушением установленного претензионного порядка.
В таких случаях, применительно к ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, что по сути не является препятствием для предъявления нового иска.
Однако, как правило, к этому времени сроки направления претензии уже истекли и возмещение убытков за нарушение перевозчиком своих обязательств становится малоперспективным.
В соответствие с действующим законодательством стороны спора обязаны соблюдать установленный Федеральным законом или Договором претензионный порядок.
- претензия должна быть заявлена в установленный срок;
- претензия должна быть заявлена надлежащим заявителем, т.е. лицом, имеющим право на предъявление претензии;
- претензия должна быть предъявлена к надлежащему лицу, т.е. адресуется той транспортной организации, которая уполномочена ее рассматривать;
- претензия должна содержать все необходимые сведения о перевозке, требования и расчет суммы, позволяющие рассмотреть ее по существу;
- к претензии прикладываются документы, подтверждающие обоснованность требований и полномочия заявителя.
Правильность и своевременность предъявления претензии, возникшей из железнодорожной перевозки, корректность оформления и содержания напрямую влияет на быстроту и успешность ее добровольного удовлетворения или на разрешение спора в судебном порядке.

Избежать волокиты в таких спорах сможет грамотный практикующий юрист.
ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ

 1. ПРЕТЕНЗИОННАЯ СТАДИЯ

- Сбор документов и их павовая оценка.
- Разработка решения вариантов вопроса в т.ч. путем мирного решения. Подробнее...



 2.  ПРЕДСУДЕБНАЯ СТАДИЯ
- Разработка проекта иска/отзыва на иск.
- Сбор и подготовка документов, обосновывающих выработанную правовую позицию.
- Подача иска в суд. Подробнее...


 3. ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ
- Проведение предварительного слушания.
- Оценка возражений противоположной стороны.
- Корректировка и уточнение сформированной позиции (при необходимости сбор дополнительных доказательств).
- Проведение основного слушания. Подробнее...


 4. АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ 
- Правовая оценка решения суда.
- Оценка жалобы противоположной стороны.
- Разработка проекта дела.
- Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.
- Проведениеслушания дела. Подробнее...


=""> 5. КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ 
- Правовая оценка решения суда.
-Оценка жалобы противоположной стороны.
- Разработка проекта дела.
- Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.
- Проведение слушания дела. Подробнее...


 6. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
- Возбуждение исполнительного производства.
- Участие в исполнительных действиях.
- Обеспечение исполнения решения суда. Подробнее...
  Смотри также:
 Споры о взыскании с перевозчика неустойки за просрочку доставки груза
В предмет доказывания входят следующие факты:
1) факт приема перевозчиком груза к отправке;
2) факт просрочки доставки груза.
 О восстановлении записи на лицевом счете в ТехПД
На железнодорожном транспорте применяется особый порядок расчетов за перевозку грузов - расчеты через ТехПД.
 Об эксплуатации поездных путей и о подаче и уборке
Подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями. 
 Разработка проектов любых договоров он-лайн
Юридическая фирма "Логос" предлагает услугу, позволяющую заказать Индивидуальный проект договора необходимой тематики с учетом всех Ваших потребностей ОН-ЛАЙН.
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты

2007-2017 ©ЛОГОС. Все права защищены.
Политика конфиденциальности



 Электронное периодическое издание интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"
 свидетельство о регистрации СМИ № ЭЛ №ФС77-38806
 Главный редактор: Осман Андрей Ильич