Регистрация   Вход        

Рус    Eng
Санкт-Петербург,
Лиговский пр., 23.

Пн-Пт: c 9.00-18.00 ч.;
Сб,Вc: выходные.
Контактный телефон

    
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты



1. Широкая специализация
2. Профессионализм и компетентность
3. Разумные цены
4. Стабильность
5. Удобное месторасположение


Не нашли, что искали?

НЕ НАШЛИ, ЧТО ИСКАЛИ?

Воспользуйтесь нашими системами поиска!
 
1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОИСКА.
Попробуйте прямо сейчас!
 
2. ИЛИ ИНТУИТИВНАЯ СИСТЕМА ПОИСКА.
 
Навигационная страница сайта юридической фирмы Логос


СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЭКСПЕДИТОРА ПЕРЕД КЛИЕНТОМ ЗА УТРАТУ, НЕДОСТАЧУ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЕ (ПОРЧУ) ГРУЗА

Материал подготовил юрист ЮФ"Логос"
Блинов Артём
 Договоры транспортной экспедиции конструктивно являются одними из сложных договоров в гражданском праве, поскольку в отношениях, складывающихся в связи с заключением такой сделки, участвуют не только экспедитор и клиент, но и грузополучатели, перевозчики.
Кроме этого, многообразие видов перевозок (автомобильные, воздушные, водные и т.д.) обуславливает наличие  соответствующих транспортных уставов и многих других нормативно-правовых актов в этой области. Поэтому споры, вытекающие из данных договоров,  являются также сложными и специфичными, а применение судом той или иной нормы из огромного количества нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области транспортно-экспедиционной деятельности  зависит от конкретных обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств в обоснование своих требований и возражений.

Нами будут рассмотрены только споры, связанные с привлечением к ответственности экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. Для начала дадим определение этим понятиям. Утрата груза – это невозможность перевозчика (экспедитора) выдать груз получателю по истечении установленного срока доставки. При недостаче груза имеет место утрата какого-либо количества груза, представляющего собой однородную массу (каменный уголь, зерно и т.п.).
Повреждением груза именуется физическое (механическое) изменение груза, влекущее за собой понижение его ценности либо полную или частичную невозможность использования. Порча груза означает биологическое или химическое изменение, влекущее за собой понижение ценности груза или полную или частичную невозможность его использования.

В соответствии со ст. 803 ГК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ, т. е. в полном объеме. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки (если экспедитор поручил  ее выполнение перевозчику в соответствии с условиями договора транспортной экспедиции), ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Однако законодательством РФ предусматривается ограниченная ответственность экспедитора в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза. Так, в силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

Данная норма ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» применяется судом в случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли не во время перевозки. Если же это произошло во время перевозки груза, то применяются правила соответствующего устава (кодекса). Причем в данном пункте речь идет о внутрироссийских перевозках.
Ответственность экспедитора при оказании услуг, связанных с международными перевозками груза, при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза ограничивается не действительной стоимостью или объявленной ценностью груза, а нормативно установленной суммой в размере двух расчетных единиц (специальные права заимствования) за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного груза.

Ограниченная ответственность экспедитора в размере реального ущерба в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза во внутрироссийских перевозках применяется при отсутствии вины экспедитора. При этом экспедитор обязан доказать отсутствие своей вины в споре с клиентом, т.е. отсутствие в его собственных действиях, связанных с доставкой груза, условий, которые повлекли причинение вреда грузу в результате умысла или грубой неосторожности. Если имеется виновное поведение экспедитора (либо третьего лица, на которого экспедитор возложил исполнение определенных обязанностей), то помимо возмещения реального ущерба и полного или в определенных случаях частичного возвращения клиенту уплаченного вознаграждения, экспедитор также возмещает клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, т.е. его ответственность выше. Однако данная ответственность не может быть признана полной, так как ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" сужено содержание понятия "реальный ущерб".

Отсутствие вины экспедитора в возникшей утрате, недостаче или повреждении (порче) груза может быть констатировано, лишь когда будет доказано, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от экспедитора по характеру транспортно-экспедиционного обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения данного обязательства. Законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности предусмотрено освобождение экспедитора от ответственности в случае, если экспедитор докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1. ст. 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Несмотря на презумпцию ответственности экспедитора и возложение на него обязанности по доказыванию отсутствия его  вины в утрате, недостаче или повреждении (порче) груза, на клиента возлагается обязанность доказать в суде размер причиненных убытков. В судебной практике довольно часто встречаются ситуации, когда суд признает требования клиента обоснованными по праву, но при этом размер причиненных экспедитором убытков клиент доказать не может, поскольку «экспедитор обычно принимает груз от грузоотправителя по весу, как грузоместо, с очень расплывчатым указанием на наименование груза, например: "игрушки" или "одежда". Это означает, что при утрате груза, даже если будет доказано, что это произошло по вине экспедитора, грузоотправитель (или грузополучатель) не сможет доказать факт передачи перевозчику (экспедитору) конкретного товара и его стоимости, т.е. не сможет доказать действительный ущерб на основе документов. В данной ситуации то, что истец докажет сам факт ущерба, уже не имеет практического смысла».Поэтому оформление документов с учетом требований законодательства  в момент сдачи-приемки груза (заявок, экспедиторской расписки, товарных накладных, товарно-транспортных накладных и др.) с указанием вида товара и его стоимости, с указанием на повреждение упаковки при приемке (в случае если упаковка повреждена или сорвана пломба) и грамотным, в этом случае, составлением акта повреждений или недостачи,  во многом способствует благоприятному для клиента исходу при разрешении судом спора, связанного со взысканием с экспедитора причиненных клиенту убытков в результате утраты, недостачи или повреждении (порче) груза.

Однако зачастую, документы оформляются без учета указанных выше требований, что на руку экспедитору, а для клиента чревато возникновением сложностей в доказывании причиненных ему убытков. Как правило, экспедитор в обоснование своих доводов о невозможности возврата денежных средств за утраченный (поврежденный) груз ссылается на то, что клиентом не доказано содержимое грузоместа, не доказана действительная стоимость груза; составленный сторонами акт повреждения (порчи) груза не отражает точное количество поврежденного (испорченного) груза или акт не является допустимым доказательством ввиду отсутствия подписи независимого оценщика (сюрвейера), хотя в соответствии с условиями договора участие сюрвейера при составлении акта является обязательным  и др.  Поэтому определение четкой последовательной схемы действий в зависимости от обстоятельств дела и грамотное формирование доказательственной базы в обоснование своей позиции по делу является приоритетом для клиента.

Как мы видим, для достижения поставленной цели клиенту необходимо приложить немало усилий, при этом необходимо уложиться в установленные законом сроки исковой давности, являющиеся для данной категории дел сокращенными. Так, ст. 12 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливает, что до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Претензии к экспедитору о возмещении убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза могут быть предъявлены клиентом в течение шести месяцев со дня со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан. А ст. 13 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусматривает всего лишь один год со дня возникновения права на предъявление иска для подачи искового заявления, вытекающего из договора транспортной экспедиции. Все вышеуказанное свидетельствует о необходимости  привлечения клиентом для участия в подобного рода  спорах в суде грамотных специалистов, среди которых  выделяются юристы фирмы «Логос». Наши юристы знают пути выхода из сложившейся ситуации и имеют огромный опыт в этой сфере с достижением положительных результатов. Поэтому, доверив разрешение своей проблемы нам, вы можете быть уверены в правильности сделанного Вами выбора.

Помимо всего прочего наши специалисты достаточно успешно представляют интересы Клиентов в ходе  принудительного исполнения решения суда судебными приставами-исполнителями в случае, если ответчик не желает его добровольно исполнять.
ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ

 1. ПРЕТЕНЗИОННАЯ СТАДИЯ

- Сбор документов и их павовая оценка.
- Разработка решения вариантов вопроса в т.ч. путем мирного решения. Подробнее...



 2.  ПРЕДСУДЕБНАЯ СТАДИЯ
- Разработка проекта иска/отзыва на иск.
- Сбор и подготовка документов, обосновывающих выработанную правовую позицию.
- Подача иска в суд. Подробнее...


 3. ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ
- Проведение предварительного слушания.
- Оценка возражений противоположной стороны.
- Корректировка и уточнение сформированной позиции (при необходимости сбор дополнительных доказательств).
- Проведение основного слушания. Подробнее...


 4. АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ 
- Правовая оценка решения суда.
- Оценка жалобы противоположной стороны.
- Разработка проекта дела.
- Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.
- Проведениеслушания дела. Подробнее...


=""  5. КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ 
- Правовая оценка решения суда.
-Оценка жалобы противоположной стороны.
- Разработка проекта дела.
- Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.
- Проведение слушания дела. Подробнее...


 6. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
- Возбуждение исполнительного производства.
- Участие в исполнительных действиях.
- Обеспечение исполнения решения суда. Подробнее...
  Смотри также:
 Споры о взыскании с перевозчика неустойки за просрочку доставки груза
В предмет доказывания входят следующие факты:
1) факт приема перевозчиком груза к отправке;
2) факт просрочки доставки груза.
 О восстановлении записи на лицевом счете в ТехПД
На железнодорожном транспорте применяется особый порядок расчетов за перевозку грузов - расчеты через ТехПД.
 Об эксплуатации поездных путей и о подаче и уборке
Подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями. 
 Разработка проектов любых договоров он-лайн
Юридическая фирма "Логос" предлагает услугу, позволяющую заказать Индивидуальный проект договора необходимой тематики с учетом всех Ваших потребностей ОН-ЛАЙН.
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты

2007-2017 ©ЛОГОС. Все права защищены.
Политика конфиденциальности

Видео ролик о возможностях сайта